Dnestr.TV

 
0

Сергей Ткач - «Няш-мяш! Тирасполь – наш!»

...И в самом деле, этот краткий, но емкий по смыслу, документ может стать судьбоносным для всех жителей региона, так как он открывает дорогу к объединению многострадальной Молдовы и окончательному разрешению конфликта на Днестре.
В Тирасполе вздохнули с облегчением: наконец Кишинев предлагает то, что Приднестровью нужно как воздух. И это убеждает, что на правом берегу, наконец, прозрели и заметили давно находящееся прямо перед глазами.
Эта декларация – «стрела Тиля Уленшпигеля», попавшая в «яблочко».
Я бы даже сказал, что этот документ по содержанию и возможным последствиям равен июльскому (какое совпадение!) 1992 г. Соглашению о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, которое остановило братоубийственную войну.
Почему прицельный выстрел молдавского парламента оказался настолько точным?
Ответ лежит на поверхности.

1. Одно из главных достоинств декларации - отказ преследовать инакомыслящих и, в первую очередь, тех, кто не согласен с курсом на ассоциацию с ЕС.
В документе ясно "сказано", что Кишинев сторонников ассоциации с Евразийским союзом (коих около 50% жителей страны), больше не считает «врагами» и готов - ради примирения и согласия - признать действующими их права, изложенные в Конституции страны.
Особо радует, что приостанавливается преследование генпрокуратурой и спецслужбами башкана Гагаузии, епископа Маркела, Михаила Гарбуза, председателя партии «Патриоты Молдовы», лидеров других общественно-политических формирований.

2. Документ осуждает закрытие телеканала «Россия-24», оппозиционного «NIT», без промедления разрешается вещание приднестровских ТВ на правом берегу Днестра.

3. Из заявления следует, что закон 2005 г., препятствующий равноправным, серьезным переговорам об особом правовом статусе Приднестровья, будет отменен. Что будут рассмотрены все возможные варианты нового устройства Молдовы, включая конфедерацию, что «дорожной картой» вновь становится, отвергнутый Кишиневом, «меморандум Козака».

4. В документе особо подчеркивается, что отныне все главные вопросы страны, в том числе, ее устройство, статус языков, отношение к военным блокам и экономическим союзам будут определяться только на народных референдумах. Причем, во время их проведения не будет разрешена пропаганда и агитация. Люди смогут, самостоятельно размышляя, решать «за» они или «против», а власть не будет использовать административный ресурс.

5. Самое главное. Декларация содержит указание на то, что молдавские власти осуждают применение силы и оружия против жителей страны во внутренних конфликтах и считают, что победа в гражданской войне – это поражение. А также, что совместно будут вскрыты истинные причины того, что произошло в1991-1992 г.г. . При этом все погибшие и искалеченные граждане, и с правого, и с левого берегов Днестра, будут признаны жертвами гражданского противостояния, и они будут иметь одинаковую поддержку от государства и равнозначные права на реабилитацию.
Вот какой замечательный документ родили в жаркий июльский день лучшие умы молдавской политики.
Конечно же, трудно было в блистательное, но все же короткое заявление втиснуть все, что способно перечеркнуть ошибки прошлых лет.
Поэтому, я думаю, как и в любом другом документе, авторам текста не удалось избежать и некоторых недостатков. Но они никак не отменяют исключительной важности самой декларации.

1. Слепота. К сожалению, депутаты, видимо, в силу занятности и невозможности оторваться от чтения 100 страничного соглашения об ассоциации с ЕС и других, насчитывающих тысячи страниц регулирующих актов ЕС, уже являющихся руководством к действию на территории Молдовы, не заметили, что Приднестровье давным-давно определилось с направлением интеграции. И это Союз Евразийский. Накануне Приднестровье подписало с правительством России целый пакет соглашений, предусматривающих сотрудничество и интеграцию. Что без дотации России региону не выжить, что за потребленный газ набежало почти $5 миллиардов, что склады 14 армии по-прежнему находятся на территории Приднестровья, а сама Россия - участник миротворческой операции и гарант в урегулировании конфликта, в конце концов, что 200 тысяч жителей региона – граждане России и т.д.

2. Глухота. Несколько расстраивает, что по неизвестным причинам законодателям не удалось расслышать предложение, можно сказать, просьбу Евгения Шевчука о «цивилизованном разводе» Приднестровья с Молдовой. Все же строить «общую семью», когда один из партнеров глух, как пень, не просто.

3. Комментарии. К сожалению, нередко случается, что официальные лица своими высказываниями способны перечеркнуть значение достигнутого соглашения или декларации. Бывает, что комментарии могут не просто исказить суть документа, но и вносят путаницу в умы простых граждан, заставляют искать в тексте второй, третий и даже четвертый смысл.
Например, вице-спикер парламента Лилиана Палихович говорила об откровенной, как она выразилась, «демонстрации открытости и заботы Кишинева об экономической ситуации в регионе». Услышав такое, на противоположном берегу могут подумать о недобром.
Скажем, что Кишинев чуть ли не готовит региону «экономическое харакири».
Как тут не вспомнить известную формулу: «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад». Разве не «добрыми намерениями» начиналась трагедия в Бендерах летом 1992 г. ?
Тогда, в напряженной ситуации, молдавский парламент направил в город на Днестре депутатов и международных военных наблюдателей, чтобы продемонстрировать «открытость и заботу» Кишинева. А президент Снегур, наперекор законодателям, взял и ввел в Бендеры войска.
Тем более, что сегодня многие наблюдатели отмечают какую-то схожесть менталитета, стиля работы, черт характера Мирчи Снегура с нынешним лидером всея Молдовы Николаем Тимофти.
Или другой пример. Почетный председатель Демократической партии Думитру Дьяков взял и внес какую-то нехорошую двусмысленность в «стерильный», без преувеличения, текст. Он заявил, что «жители Приднестровья могут также участвовать в различных проектах, пользоваться выгодами, предоставленными европейскими фондами». Если иметь в виду, что СМИ Молдовы пестрят сообщениями о воровстве кредитов, грантов, злоупотреблениях в распределении средств «фондов», коррупции в реализации «проектов», то не является ли предложение Дмитрия Дьякова приглашением к «коллективному безобразию», «лево-правому деребану», созданию «черной дыры» с точками выхода в Кишиневе и Тирасполе?
Или вот такой «комментарий». Его сделал экс-министр реинтеграции Василий Шова. Когда знакомишься с этим высказыванием, может показаться, что Василий Шова, попытался окончательно всех запутать. Он взял и сравнил нынешнюю «декларацию» с декларацией от 21 июня 2013 года, о которой уже все забыли. «Тогда парламент сделал первый консенсусный шаг через восстановление механизмов диалога. Но этот подход был сорван позднее не по вине оппозиции», - сказал Шова, намекая, что новую декларацию ждет участь предшественницы.
Эх, эх, эх… Да разве можно, когда спортсмен выходит на старт с намерением победить, говорить ему, что в прошлый раз на соревнованиях он пришел к финишу последним?
Нет, скажу я вам, иногда неловкий комментарий может стать «подножкой», «непреодолимым барьером», нанести «психологическую травму» и даже сорвать соревнование «фальстартом».
Все-таки со словами нужно быть поосторожнее, господа депутаты.
Но как бы там ни было, эти досадные мелочи не смогли сокрушить тот огромный потенциал, который заложили законодатели в свою декларацию.
Еще когда депутаты только поднимали руки в поддержку документа, премьер Молдовы уже действовал, чтобы воплотить его в жизнь. Он незамедлительно прибыл в Германию на встречу к Ангеле Меркель. Здесь Юрий Лянкэ предложил вернуть к жизни российско-германскую инициативу по урегулированию приднестровского конфликта, которая обсуждалась в июле 2010 года в немецком городе Месенберге. Разойдясь в фантазиях, он сказал канцлеру, что «Если бы эта инициатива материализовалась, то, я убежден, что трагических событий, которые происходят в регионе и на Украине, можно было бы избежать». Если следовать логике молдавского премьера, выходит, что ниточка от всех этих пожаров, убийств и страшных жертв, принесенных на алтарь евроинтеграции в Украине, тянется к встрече Меркель и Медведева, рулившего тогда Россией.
Однако… однако…
И все же идею Юрия Лянкэ нужно признать очень смелой и далеко идущей. Во-первых, она сможет весь мир убедить, что многомудрый Гераклит ошибался (кажется, это он сформулировал), заявив, что «в одну и ту же воду нельзя войти дважды». А, во-вторых, Юрий Лянкэ как бы дарит Ангеле Меркель возможность вернуться к «работе над ошибками» и довести до ума проваленный международный проект.
Особая пикантность момента состоит в том, что господин Лянкэ всем дает понять: «Медведев…Путин… в конце концов - какая разница?»
И все же напрашивается возражение: «Разве ничего в регионе не изменилось?»
Что? Ну, например, Крым. Он уже не украинский.
А что, Крым?
А что полыхающий Донбасс?
«Няш-мяш.Тирасполь наш…»
Так получается?
Я думаю, сколько бы мы не размышляли над идеей молдавского премьера, до конца оценить весь блеск и глубину предложения, сделанного Юрием Лянкэ Ангеле Меркель, мы не сможем.
Как и вряд ли нам удастся постичь весь смысл новой декларации молдавского парламента. Потому что еще Конфуций предупреждал «Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет».
Но если отойти от поисков смысла и просто рассмотреть желания и чувства молдавских депутатов, то нужно признать очевидное, Молдова - из любви - просто хочет задушить в своих «евроинтеграционных» объятиях Приднестровье.
Я не прав?

Обсуждения ВКонтакте:

 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Регистрация











Инфо

dtv