Нечистоты совершают в природе свой круговорот. Они не возникают ниоткуда и не исчезают бесследно, а возвращаются к людям, заставляя их болеть и даже умирать
Взяться за эту тему мы с коллегой решили, когда, оказавшись в июле на берегу Днестра, обнаружили: плавать в реке уже нельзя. Она так заросла водорослями, что это просто опасно. К тому же, вызывала сомнения прозрачность воды. И это в Дубоссарах, куда в свое время съезжались отдыхающие со всего Союза, чтобы искупаться в чистой реке и позагорать на золотом песке.
История с географиейВ июне на Днестре был открыт остров …из нескольких сотен заплесневевших батонов. По оценкам полиции и экологов, почти тонна хлеба оказалась в реке недалеко от Резины. Кто и зачем выбросил испорченные продукты в воду, так и не удалось установить.
И в прямом, и в переносном смысле Днестр используется как сточная канава населением всех территорий, по которым он протекает.
Между тем, наша общая река – главный водный ресурс и для Молдовы, и для Приднестровья.
Апрель без фиалокВесна в селе Бычок Григориопольского района благоухает отнюдь не фиалками. Тает снег, а вместе с ним и содержимое канализационных стоков, которые проходят прямо по сельским улицам. В 80-е годы прошлого века рядом с большой животноводческой фермой жили обслуживающие ее рабочие. От огромного хозяйства сохранилась лишь выгребная яма. Теперь ее содержимое стекает по сельским улицам прямиком в Днестр. Понятно, что нечистоты не озонируют воздух. Но не в этом заключается главная беда.
В 2003-м в селах Ворничены, Лозово и Галешты Страшенского района пришлось объявить чрезвычайную ситуацию из-за эпидемии гепатита А. Причина: некачественная питьевая вода.
Истоки, к которым буквально и фигурально мы всегда стремились припасть, безобразно нами же загрязнены. Сельские сортиры по мере наполнения просто закрывают и выкапывают новые… рядом с колодцами.
- Фильтрат из выгребных ям просачивается сквозь почву, смешивается с подземными водами и питает колодцы и родники. О каком же качестве питьевой воды можно в таком случае говорить? У нас 1650 колодцев, - заметил заведующий отделом Комратского Центра общественного здоровья Сергей Хомыженко. - Однако из 99 процентов…пить нельзя. Почему-то никому и в голову не приходит согласовать расположение колодца с санитарными службами.
В ночь на 8 января 2008 года свежий снег на территории с. Солончены, Резинского района и в его окрестностях покрылся толстым слоем красно-коричневой пыли. Село Ержово и город Рыбница еле просматривались на левом берегу, покрытом белесым туманом. Администрация коммуны тут же известила санитарно-экологические органы района. Специалисты Центра Экологических расследований Кишиневской Экологической инспекции среагировали оперативно. Анализы проб воды и снега, взятых на территории села и в его окрестостях ( в том числе и на берегу Днестра) очень удивили специалистов: предельно допустимая для аквафауны концентрация оказалось превышенной по изъятым веществам в 918 раза, нефтепродуктам - . в 40 раз, железу - в 814 раза, меди - в 18750 раза …
Ровно через неделю атака повторилась. И на этот раз санитарные органы района и респубики не сочли нужным отреагировать на сигнал администрации коммуны и просьбу редакции газеты „CUVÂNTUL» прокомментировать ситуацию с санитарной точки зрения. Тогда никто так и не определил источник экологических атак на Солончены и их влияние на состояние окружающей среды и здоровье жителей. Лишь из Министерства внутренних дел республики редакции сообщили, что Департамент по чрезвычайным ситуациям регистрирует ежегодно в данной зоне минимум четыре таких атаки, но их источник так и не определен, потому что департамент не имеет доступ на левый берег Днестра.
- Во многих случаях люди пачкают воду, которую вынуждены потом пить.
Вода из 90% колодцев и родников Молдовы и Приднестровья непригодна для питья по санитарным показателям, - сказал исполнительный директор Международной ассоциации хранителей реки ECO-Tiras Илья Тромбицкий.
Сельское население на обоих берегах Днестра живет в условиях XII века, когда бытовые сточные воды выливали, куда придется, безо всякой очистки.
Да что там села. Очистные сооружения в городах по обе стороны Днестра плохо справляются со своими обязанностями или не работают вовсе.
Система на грани распадаНеправительственные организации (НПО) Приднестровья «Пеликан» и «Экоспектр» подробно исследовали, как обстоят дела в Бендерах.
- Положение неутешительное, - считает руководитель «Пеликана» Леонид Ершов. – Мы встречались с целым рядом специалистов, в том числе, с представителями Бендерского Управления водоканализационного хозяйства (УВКХ). Оборудование, смонтированное в 60-70-е годы прошлого века, требует замены.
Аварии на главном канализационном коллекторе в Бендерах случаются с завидным постоянством: в 2010-м, в 2014-м... На улице Лазо останавливается движение, на время прекращается подача воды в ближайшие дома… Тем временем неочищенные стоки – и этого не видит никто – просачиваются сквозь грунт, смешиваются с подземными водами и текут в окрестные источники и Днестр.
Дубоссарские очистные сооружения давно находятся в поле зрения депутатов местного совета. Несколько лет назад Дубоссарскому управлению водо-канализационного хозяйства (УВКХ) был даже разово в 20 раз повышен сбор за загрязнение окружающей среды: плохое качество очистки сточных вод.
Недоочищают стоки Тирасполь, Каменка, Слободзея, Григориополь и Рыбница.
В советские времена канализационные системы Сорок, Резины, Криулян и других населенных пунктов правого берега были выведены на очистные сооружения, построенные на левом берегу Днестра. Впоследствии это обернулось большими проблемами для этих городов.
Так, Рыбницкие очистные сооружения еще в 1999 году перестали сотрудничать с коммунальным хозяйством Резины. С тех пор канализационные воды города (от 600 до 1200 кубических метров в день) выливаются прямо в Днестр. За этот период местные органы власти заказали и оплатили три проекта очистных сооружений. Наконец, в 2012-м строительство началось, но когда оно будет завершено, никто не знает. Нужно раздобыть еще 12 миллионов леев.
В Сороках, как свидетельствует местная газета «Observtorul de Nord”, 2000 кубических метров неочищенных бытовых стоков ежедневно спускаются в Днестр недалеко от всемирно известного исторического памятника – старой крепости. Ситуацией заинтересовались даже на международном уровне. Дважды Всемирный банк выделял солидные суммы, чтобы решить проблему. Но из-за разногласий между местными властями и высокопоставленными политиками идея не была реализована, а деньги пропали. Многотысячный город, по-прежнему, отравляет нашу общую реку.
Правда, в июле этого года городские власти объявили о том, что подписали договор с фирмой из Словении. Она выделяет на строительство очистных сооружений для Сорок 8 миллионов евро, из которых 30% составляют грант, остальное – беспроцентный кредит.
Ни один населенный пункт по обе стороны Днестра не может похвастать новыми и безопасными технологиями очистки бытовых стоков. В лучшем случае, их просто механически очищают, иногда обеззараживая хлором. Система канализации повсеместно на грани распада.
Данные Министерства здравоохранения РМ свидетельствуют: в стране 80% болезней вызваны некачественной питьевой водой.
Однако проблемой, кажется, больше озабочено гражданское общество, чем чиновники. Бывший советник Министерства окружающей среды Нику Вредник в свое время заявил: «Всякая текущая вода обладает способностью к самоочищению».
Под флагом судоходстваВ прошлом году парламент РМ утвердил закон о внутреннем судоходстве, позволяющий добывать песок и гравий из русла рек. Какое отношение это имеет к теме нашего разговора? Самое прямое.
- Песок и гравий - фильтры реки, которые позволяют ей самоочищаться. Это особенно важно в наших условиях, когда очистные сооружения в большинстве населенных пунктов вдоль Днестра или отсутствуют или работают плохо, – сказал сопредседатель Общественного экологического совета при Министерстве сельского хозяйства и природных ресурсов Приднестровья Иван Игнатьев. - Исчезнут песок и гравий - придется затрачивать значительно больше средств, чтобы подготовить днестровскую воду для питья. Она заметно подорожает для потребителей в Молдове, Приднестровье, Одесской области.
В свою очередь, председатель Экологического движения Республики Молдова Алеку Реницэ отметил: «Интерес отдельных фирм из теневой экономики очевиден: они хотят добывать речной песок и гравий, а этот закон лишь удобная ширма, способная прикрыть их дела».
Председатель парламентской комиссии по экономике, финансам и бюджету Вячеслав Ионица отметил, что незаконная добыча речного песка и гравия проблема не новая, она осталась в наследство от периода, когда у власти были коммунисты. По мнению Ионицэ, запрет на добычу этих материалов содержится в других законах.
Мировая практика утверждает: нельзя добывать песчано-гравийную смесь (ПГС) в реке, где есть хотя бы одна плотина. Она не позволяет песку и гравию скатываться из верховьев на место уже изъятой породы. На нашей реке целых три гидротехнических сооружения (плотины двух украинских и Дубоссарской ГЭС). Конечно, ни одна песчинка не в состоянии преодолеть такой заслон на своем пути из верхнего Днестра в средний и нижний. После наводнения 2008-го года молдавские и приднестровские ученые с тревогой отметили: когда вода схлынула, на берегу остался, в основном, ил. Это означает, что песка и гравия в Днестре теперь совсем мало, ведь добыча ПГС велась десятилетиями.
Но это еще не все. Существует железная закономерность: нет песка – нет рыбы.
- Песок и гравий - колыбель для большинства речных обитателей. Рыбы откладывают туда икру, - пояснил исполнительный директор Международной ассоциации хранителей реки Eco-TIRAS, а по образованию ихтиолог Илья Тромбицкий. - Между тем, в последние годы добыча ПГС не прерывалась даже во время нереста. Теперь осталось лишь 12% нерестилищ от того количества, которое было полвека назад.
По подсчетам ученых, и количество рыбы уже сократилось в геометрической прогрессии. К тому же, изменился и ее видовой состав. Вместо ценных севрюги, белуги, черноморского лосося, миноги, линя появились такие непромысловые виды как колюшка, горчак, солнечный окунь…
«Воды мало, песка нет, рыбы почти не осталось…»Такой диагноз поставила Днестру экспедиция студентов и преподавателей Приднестровского и Молдавского университетов в начале июля в рамках летнего лагеря-школы «Днестр-2012». Благодаря Международной ассоциации хранителей реки Eco-TIRAS и при поддержке фонда NED и ОБСЕ они спустились на байдарках по Днестру от Грушки до Сахарны.
Ведущий научный сотрудник лаборатории гидробиологии и экотоксикологии Академии наук Молдовы (АНМ) Игорь Владимирович Шубернецкий:
- Я такого еще не видел: Днестр очень обмелел и зарос озерными растениями, их плети достигают 5-7 метров.
Доктор биологии доцент кафедры биологии человека и животных Молдавского ГУ Вячеслав Федорович Пурчик:
- Течение отсутствует. Вместо песчано-гравийного грунта невообразимое количество ила. Часто встречаются характерные для заболоченных участков животные.
Руководитель экспедиции директор Тираспольской станции юных туристов и НПО «Экут» Николай Михайлович Визитиу:
- Ночью растения забирают весь кислород, рыбе нечем дышать. Ее вообще крайне мало. Мы беседовали с местными жителями: большие экземпляры давно не попадаются. Остались, скорее, озерные виды: бычки, плотва, караси.
Ученые обоих берегов давно бьют тревогу: из полугорной реки Днестр превращается в озеро. Деградация водной артерии на этом не остановится.
Ядовитое Черное мореНехватку воды ощущает и Украина. Днестр впадает в Черное море в Одесской области. Речные притоки «задушены» неочищенными стоками и мусором, их содержимое оценивается как грязное и очень грязное.
Плохо Днестру – страдает и Черное море. Оно уже недополучает 40 процентов необходимой ему пресной воды от рек-притоков. Вместо нее поступает более тяжелая из-за минералов вода Средиземного моря. И со дна Черного моря стали значительно быстрее подниматься ядовитые сероводородные массы. Сравните: в 30-е годы прошлого века уровень сероводорода повышался на 30 сантиметров в год, а в 2012-м - на два метра. Бассейну Днестра грозит экологическая катастрофа. А эта территория занимает более 72 тысяч квадратных километров, на которых живут около 8 миллионов человек.
Хозяин ДнестраУже давно наша общая река находится между жизнью и смертью. Но недавно у нее появился шанс. Два года назад в Риме представители Правительства Молдовы и Кабинета министров Украины подписали Договор о сотрудничестве в области охраны и устойчивого развития бассейна реки Днестр. Реку решено спасать совместными усилиями.
За те самые 50-60 лет, в течение которых Днестр деградировал, на других реках шел обратный процесс. Рейн, некогда «сточная канава Европы», вновь чист и прозрачен. Это произошло в результате работы Международной комиссии по сохранению Рейна. В управлении этой рекой участвуют девять государств. И их совместные усилия уже принесли плоды.
К сожалению, молдо-украинский Договор может превратиться в мертвую букву. Документ предстоит наполнить живым содержанием, но никаких шагов в этом отношении стороны пока не сделали. Казнить нельзя помиловать. Запятую еще можно поставить в неправильном месте.
Наталия Барбиер (г. Бендеры),
Тудор Ященко (г. Резина)
Статья была написана журналистами с обоих берегов Днестра в рамках проекта, финансируемого Европейским Союзом и ПРООН через Программу «Поддержка мер по укреплению доверия". Выраженные в ней мнения принадлежат авторам и не обязательно отражают позицию Европейского Союза или ПРООН На снимках: Прорыв канализационного коллектора в Бендерах, который случился в апреле этого года. Никто не знает, сколько нечистот тогда попало в Днестр.
Бутылки в реке у бендерской набережной. В реку выбрасывают все, что не нужно.
Добыча песка и гравия на Днестре.
Так заиливается Днестр.
Этот Днестр мы можем потерять.