Общество предпочитает не замечать проблемы своих незрячих сограждан
В Молдове живет около 7000 человек с нарушениями зрения, в Приднестровье - более 1200.
Когда закрыты глаза – распахивается душа- Быть слепым не означает быть ни на что негодным, - говорит Елена, студентка отделения для незрячих Школы ремесел для глухих и слабослышащих в Кишиневе.
Елене 22 года. У нее сохранилось 25% зрения. Девушка воспринимает окружающий мир в виде черно-белых теней. Каждый день Елена исследует его заново. Прежде чем поступить в Школу, она многому научилась дома сама.
- Когда глаза закрыты, распахивается душа, - говорит Елена.
Она хотела стать юристом, но сейчас осваивает профессию швеи.
Впрочем, те, кому приходилось сталкиваться с проблемами незрячих, считают, что девушке повезло.
ОбразованиеОбщество слепых Приднестровья - единственная структура в Приднестровье, которая занимается проблемами незрячих. Его возглавляет бендерчанин Виктор Никита.
- В Обществе слепых зарегистрировано около 1200 человек. Разумеется, есть и неохваченные. Значит, на самом деле, количество незрячих в Приднестровье может быть больше. Сколько у нас детей с нарушением зрения? Такой статистики нет, - заметил Виктор Никита. – Около десяти лет назад Общество провело мониторинг по Приднестровью и выявило около 400 ребят. По последним данным Министерства по социальной защите и труду таких детей 80-100. Как правило, многие из них живут в селах.
В Молдове известно о 180 детях с нарушениями зрения.
В Тирасполе «проблемные» малыши посещают два коррекционных детских сада и послесадовскую группу. Несколько лет назад при Бендерской коррекционной школе-интернате для слабослышащих открылось несколько экспериментальных классов для детей с остатком зрения.
- Возможно, сельские ребята с нарушением зрения ходят в местные средние школы, - считает Виктор Никита. - В Бендерах есть девочка, которая учится в пятом классе обычной школы, она - отличница. Трое тотально незрячих детей из Приднестровья обучаются в Одесской школе слепых, одна девочка – в Бельцах.
- В Молдове четыре специализированных учебных заведения для детей с нарушениями зрения, но не все места заняты. Школа-интернат в Бельцах рассчитана на 230 ребят, но сейчас там только 54 воспитанника, - говорит вице-президент Общества слепых Молдовы Лариса Челан. - По мнению специалистов, детям с нарушениями зрения было бы неплохо посещать обычные детские сады и школы. В некоторых случаях мы можем предоставить учебные материалы, необходимые для таких учеников.
Специализированные учебные заведения для незрячих, где можно получить среднее профессиональное образование, есть только в Кишиневе: Технологический колледж для учащихся с патологией зрения, Школа ремесел для слабослышащих, где открыто отделение и для слабовидящих. Выпускники покидают их с дипломами массажиста, секретаря-референта, IT-специалиста. Всюду обучение бесплатное, предоставляется общежитие.
В приднестровских средних специальных и высших учебных заведениях незрячие обучаются тоже бесплатно, но программы «под них» нигде не предусмотрены.
Каждый год десятки незрячих заканчивают гимназию или среднюю школу, но они не могут развиваться профессионально, потому что университеты не дают специальную подготовку. Кроме того, для них будет огромной проблемой получить работу, утверждают специалисты в Молдове.
- После школы большинство ребят настроено не на дальнейшую учебу, а на поиск работы. Они обращаются за помощью к нам, - заметил Виктор Никита.
Трудоустройство …
в Приднестровье- В СССР республиканские общества слепых представляли собой стройную, хорошо продуманную систему, - вспоминает Виктор Никита. - В МССР было 7 предприятий, на которых трудилось около 4 тысяч инвалидов по зрению. Они были обеспечены государственными заказами и гарантированным сбытом продукции. Люди получали хорошие зарплаты плюс пенсии по инвалидности. Все жилье для слепых строилось на средства общества.
С тех времен в Приднестровье сохранились «Рассвет» в Тирасполе и «Маяк» в Бендерах. Но если на «Рассвете» еще эпизодически трудятся 60 человек, его бендерский собрат остановился совсем.
На «Маяке» когда-то работало 450 человек. Они выпускали трансформаторы, ламподержатели, электрические патроны, розетки, выключатели, гайки, болты. Но коньком предприятия были укупорочные крышки – жесточайший дефицит 70-80-х прошлого века.
Сейчас от предприятия осталось одно название. Стены обветшали, уцелевшее оборудование устарело, заказов давно нет. У предприятия накопилась задолженность перед городским бюджетом – 200 тысяч рублей (около 18 тысяч долларов), из которых 80 тысяч рублей (7 тысяч долларов) – это пеня.
- Давно просим: «Спишите задолженность, дайте возможность открыть расчетный счет, чтобы платить людям зарплату». Ведь все деньги, которые сейчас поступают, автоматически перечисляются на погашение долга. Поэтому нам выгоднее стоять, а не работать, - признался Виктор Никита. - Мы стараемся сохранить то, что у нас осталось. Сейчас течет крыша одного из производственных корпусов, дождевая вода может попасть в электрические коммуникации. Это грозит коротким замыканием, пожаром. Искал спонсоров, участвовал в конкурсе на получение гранта. Все напрасно. И перед предприятием, и перед членами нашего общества стоит главная проблема: выживание. Сейчас наши люди устраиваются на работу без трудовой книжки, ищут случайный заработок, где все зависит от порядочности нанимателя: если не заплатит – пожаловаться некому. Собирают урожай, копают траншеи, а то и стоят под церковью. Лишены какой-либо перспективы и дети с нарушением зрения. Пока они получают ежемесячное пособие в 500 рублей (45 долларов). Но едва ребята достигнут совершеннолетия, им придется побеспокоиться о том, чтобы заработать трудовую пенсию. Где они могут получить постоянную работу?
… в МолдовеТа же картина и в Молдове. Работодатели не хотят принимать на работу людей с инвалидностью по зрению. Это означает дополнительные затраты на устройство рабочих мест, закупку оборудования, обучение персонала.
- Отсутствие конкретных стандартов регулирования трудоустройства лиц с нарушениями зрения и является основной причиной проблем с занятостью таких людей, - считает директор «Центра правовой помощи для инвалидов» Виталий Мештер.
- Люди с нарушениями зрения закомплексованы по простой причине: они постоянно от кого-то зависят. Они боятся столкнуться с отказом при приеме на работу. Вот почему число незрячих сотрудников так мало, - сказал Геннадий Марин, администратор кишиневского центра " Без барьеров "для студентов с нарушениями зрения.
- Работодатели не отдают себе отчета, каковы на самом деле возможности незрячего сотрудника. Для них тоже нужно организовать курсы: некоторые наниматели не против того, чтобы принять на работу человека с нарушениями зрения, но не знают, особенностей таких подчиненных, -считает вице-президент Общества слепых Молдовы Лариса Челан.
Поняв, что на рынке труда у них нет перспектив, некоторые слабовидящих обращаются в "Центр поддержки бизнеса для незрячих".
- Мы помогаем таким людям создать собственный малый бизнес. Чаще всего, это небольшой магазин, - говорит исполнительный директор Центра Лилия Дойбань. – Сначала оценивается бизнес-идея претендента, затем он получает финансовую помощь в размере до 1000 евро, которые должны быть возвращены в течение года или двух. Для этого предоставляются льготные условия. Только в апреле восемь человек с нарушениями зрения получили деньги для запуска малого бизнеса или развития уже существующего. Некоторые из них решили инвестировать средства в сельское хозяйство.
Василе Игнат потерял зрение в результате аварии. Сначала молодой человек замкнулся в себе, но спустя три года он решил найти работу.
- Я был трусом: не боролся за себя. Теперь понимаю, что зря потерял пять лет своей жизни, - признался Василе. – Сначала я получил работу в качестве оператора в телекоммуникационной компании, но продержался всего несколько месяцев, потому что работал слишком медленно. Теперь я преодолел депрессию и готов начать все сначала.
Что говорит Закон? В Приднестровье еще в 2006 году принят закон «О социальной защите инвалидов». На практике это сводится к льготам по оплате коммунальных услуг и бесплатному проезду в транспорте. Никаких возможностей в отношении трудоустройства документ не предоставляет.
Два акта лежат в основе трудоустройства лиц с ограниченными возможностями в целом: Трудовой кодекс Республики Молдова и Закон о социальной интеграции инвалидов, принятый в 2012 году. Но оба документа не работают в полной мере.
…Пенсия приднестровца с проблемами зрения зависит от группы инвалидности, стажа работы, зарплаты. Она колеблется в пределах 1000- 1800 рублей (91-166 долларов).
В Молдове незрячий, у которого нет работы, получает от государства пособие в 300 - 500 лей. Это меньше минимальной пенсии (798,33 лея).
Вместо послесловияНеправительственная европейская организация «Европейский союз слепых» (EBU), которая отслеживает социальные проблемы слепых и способствует их социальной интеграции, утверждает: в Европе живет около 30 миллиона незрячих (тотально или частично), 75% из них не имеют постоянной работы. Эти данные приводит euobserver.com (http://euobserver.com/disability/118218).
По мнению EBU, низкий процент трудоустройства слепых является общеевропейской проблемой.
Виктория Бородин (г. Кишинев),
Наталия Барбиер (г. Бендеры)Этот материал опубликован в рамках проекта «Продвижение прав меньшинств и уязвимых групп в приднестровском регионе и в АТО Гагаузия посредством СМИ» осуществляемого Центром независимой журналистики в партнерстве и при поддержке «Civil Rights Defenders», Швеция.
Ответственность за мнения, выраженные в материале принадлежит их авторам, и не обязательно отражаетточку зрения Центрa независимой журналистики или Civil Rights Defenders.На снимках:1. УПП «Маяк» в Бендерах.
2. Так теперь выглядит один из цехов УПП «Маяк».
3-4. Такие необходимые в быту изделия выпускали незрячие бендлерчане.
5-6. Учащиеся отделения для слабовидящих Школы ремесел (Кишинев) обучаются профессиональным навыкам.