Dnestr.TV

 
0

Владимир Воронин: Будет пересмотрено все

Владимир Воронин: Будет пересмотрено все
Владимир Воронин: Будет пересмотрено все
Коммунистическая партия по-прежнему остается лидером избирательной кампании 2014 года. О возможной дестабилизации ситуации в стране после выборов, поствыборных коалициях, расследованиях и уголовных делах, возможном пересмотре Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, отношениях с Россией и Румынией в интервью главному редактору информационного портала NOI.md Ирине Астаховой рассказал председатель ПКРМ Владимир Воронин.

- Предвыборная борьба в этом году проходит в сложных внешнеполитических условиях. И внутри страны – общество расколото. Постоянно слышны заявления о том, что некие силы могут воспользоваться этой ситуацией и спровоцировать беспорядки. Вот и Служба информации и безопасности в пятницу распространила свое предупреждающее заявление. Возможна ли дестабилизация ситуации в стране после выборов и кого имеет в виду СИБ, по Вашему мнению? Учитывая Ваш опыт, как можно избежать обострения?

- Знаете, участвуя в предвыборных встречах по всей Молдове, - и сейчас и до этого, - я часто слышу вопрос: прочему вот вы, будучи у власти, имея парламентское большинство, не поменяли текст Конституции, почему не приняли те или другие решения? Разные вопросы и разной тематики, начиная от вопросов собственности и заканчивая политическими проблемами. А я еще раз говорю: главная задача тогда была – объединить общество, создать тот национальный консенсус, который позволил бы Молдове развиваться нормально. Потому что никогда разделенное общество, раздрай среди людей, неважно, по какому поводу, - не придет ни к каким положительным результатам.

Поэтому мне удивительно, что за неделю до выборов нынешние власти, которые провалили все, что могли провалить, и дискредитировали полностью власть, которые создали эту бандитскую коррупционную мафиозную структуру, сами во главе с ней, говорят сейчас о каких-то угрозах, каких-то организациях появившихся. А они эти годы - все эти СИСы, МВД, все эти структуры, которые оплачиваются за счет народа, которому не повышают пенсии, зарплаты, не решают социальные вопросы - они все где были? Почему за неделю до выборов они проснулись и начинают об этом говорить?

Нет, здесь хитрость. Никто никому ничем не угрожает, кроме собственной глупости, беспомощности и дурости. Больше никто никому не угрожает в Молдове. Вот то, что они наделали, - за то им надо рассчитаться перед избирателями, и избиратели дадут им оценку. А может это быть или нет, - пусть думают, у них еще время для этого есть до 30 ноября – целая неделя. И принимают меры, чтобы этого не было.

Мы тоже получали информацию перед апрельскими выборами 2009 года, примерно такой же тематики, принимали меры до последнего, - но силы реванша, силы, которые были организованы тогда против нас, были значительно превосходящими. И те, кто стоял за ними, были тоже очень подготовленными. Ведь потом, через пять лет, обнаружилось, что те же люди организовали Майдан. Те же фамилии, те же люди, из тех же стран.

Поэтому пусть сегодня те, кто отвечает за безопасность избирательной кампании, - тот же Чекан, который в 2009 году сперва сказал, что у нас 62 мандата, а потом к вечеру 6 апреля исправился и сказал, что у нас уже только 60 мандатов, - пусть думает о том, что будет, если все будет иначе, если они допустят беспорядки, если они опять допустят фальсификацию результатов выборов.

- Ваш бывший советник Марк Ткачук вернулся к прежней научной деятельности. Однако его уже успели обвинить в том, что он готовит боевиков для участия в массовых беспорядках. Верите ли Вы в то, что он может подпалить ситуацию в стране?

- Я не поверю ни одному слову о Марке Евгеньевиче Ткачуке, что он способен на такие вещи. Никогда. Я с ним работал, и я его знаю лучше, чем все эти сисовцы и все остальные вместе взятые. Это интеллигентный, культурный и высокообразованный человек, и я знаю, как он себя повел и какие предложения он давал 12 марта 2012 года, в день, когда избирали так называемого президента. Потому что в большей степени благодаря ему не состоялись те провокации, которые власть готовила тогда. Поэтому я никогда не поверю, что Марк Ткачук может даже подумать, а не то что начать действовать в этом направлении. Почему-то до сих пор на него навешивают эти ярлыки, хотя это абсолютно незаслуженно.

- Все говорят о пост выборных коалициях то с коммунистами, то с либералами. Усатый призвал Вас «честно и открыто» ответить на вопрос избирателей: «С кем ПКРМ будет формировать правительство после 30 ноября?» Так с кем будут объединяться коммунисты?

- Пусть это не звучит чересчур парадно и лозунгово, но мы уже объединились давно с молдавским народом, и мы вместе с молдавским народом победим на этих выборах. Потому что то, что происходит в стране, - не сможет партия коммунистов ни с кем навести порядок. Здесь должна быть воля, должна быть дисциплина, единство, должно быть, как говорят в армии – единоначалие, потому что некогда будет играть с этими бандами во власти, с этими мафиозными структурами, которые наворовали и теперь издеваются над народом. Немедленно надо принять ряд решительных мер.

Более того, я не мечтаю - у меня уже с мечтами все в порядке давно, - я хочу, чтобы мы не просто были первыми, а чтобы получили конституционное большинство, как в 2001 году. Но это конституционное большинство на этот раз будет работать по прямому назначению. И для тех, кто воровал, и для тех, кто имеет проекты законов в парламенте о дальнейшем воровстве, и для тех, кто хочет прятать все то, что награбили во власти за пять лет. Нужно такое конституционное большинство, чтобы мы навели очень срочно очень нужный порядок в стране. Этого ждут люди. Это не моя инициатива, я не жажду никому мстить, у меня в характере этого никогда не было. Но во всех районах на всех встречах мне об этом говорят: надо навести порядок.

- Но если ПКРМ не наберет достаточно мандатов для формирования конституционного большинства, тогда Вы оправдаете слова Ваших противников о том, что Воронин отказывается от борьбы, от власти. Если не будет достаточно мандатов, вы уходите в оппозицию.

- Мы участвовали в избирательных кампаниях с 1998 года. В 1998-2001 годах мы были в оппозиции, в 2001-2009 у нас был мандат народа на власть, в 2009-2014 мы в оппозиции. Но мы никогда ни с какими бандитами, ни с какими предателями не будем составлять никакие коалиции, ни с кем. Я не знаю, как за них еще будут голосовать люди, за тех, кто нас предал, кого мы вырастили – тот же Додон, та же Зинаида Гречаная, и многие другие - и те, кто появился, как говорят русские, как черт из табакерки, - кто что знает об этом Ренате Усатом?

- А что Вы знаете?

- Тоже ничего не знаю о нем. Для меня это как будто что-то откуда-то свалилось. Но такая раскрутка – человек не имеет фирмы в Молдове, не имеет счета в банке – ни личного, ни какого другого. А какие сумасшедшие расходы! Нам это надо? Заменить одну команду, которая грабит, - на других? И что тогда станет с авторитетом нашей партии – до чего мы низложимся, если объединимся с теми, кто появился неизвестно откуда? Гришка Распутин появился в России в начале прошлого века - и что потом случилось? Зачем надо это все? А Додон сам выбрал себе эту дорогу, пусть идет дальше по ней. Мы из него хотели делать личность, мы хотели делать высшее должностное лицо страны. И чего ему не хватало? И какие результаты он будет давать? Есть же видеоролик, где он говорит, что «Таможенный союз – это утопия, этого никогда не будет. У Молдовы нет общих границ с Россией». И сейчас он самый главный предводитель, главный Иван Сусанин, ведет Молдову в Таможенный Союз. Куда привел Сусанин польских оккупантов на территории России? Все известно. Нам это не нужно.

- В Таможенный Союз не нужно?

- Не в Таможенный Союз, мы с Игорем Додоном не пойдем никуда, Таможенный Союз – это другая тема.

- Есть версия, что Вам предложили пост президента – почетного – при определенном выборном раскладе. Так ли это?

- Ни по четным, ни по нечетным дням я власть из рук предателей, воров и мафии не приму. Ни за что.

- Вы говорите, что в этой власти много коррупции, воровства. Если Вы получите конституционное большинство, будете ли расследовать эти случаи? Потому что все обвиняют власть перед выборами, а когда сами приходят к власти, все обвинения рассасываются. Начнете ли расследование сделок, к примеру с аэропортом, со сбербанком?

- И не только это. Будет пересмотрено все. На этот раз никаких политических амнистий, никакого сговора с теми, кто грабили, издеваясь над народом. Те, кто делал переворот и в результате переворота пришли к власти, - если они заслуживают, - никто не помешает органам прокуратуры, центру по борьбе с коррупцией и МВД открывать, и не только открывать, а довести до конца уголовные дела. Потому что открывать уголовные дела они умеют, а доводить до конца – я не слышал за эти пять лет.

- В одном из недавних интервью Вы заявили, что надо пересмотреть Соглашение об ассоциации с ЕС. Но насколько это возможно? Потому что процедура даже утверждения документа очень сложная, а пересмотр – может, вообще нереален.

- Все реально. Более того, тот главный представитель ЕС, который участвовал в разработке этого договора, - мы его приглашали, у нас были двухдневные дебаты здесь, внутри партии. Наша команда экономистов, юристов разбиралась постатейно. «Да, здесь неправильно, - он говорит, - но ваши не настаивали». «Ваши» - то есть «наши» – те, кто во власти, не настаивали, чтобы изменить. Да, они согласны, чтобы пересмотреть. Любое соглашение написано рукой человека, значит рукой человека можно исправить это. И будем добиваться этого. Абсолютно.

А что касается самого договора об ассоциации - да мы уже столько договоров подписали. Не надо политизировать этот процесс. Договор об СНГ не содержит никаких политических вопросов, даже упоминаний. А этот талмуд из 970 – 220 страниц посвящены политическим задачам. Подождите, мы, что, уже идем в единую Европу? Кто, на каком референдуме это решил? Поэтому, если речь идет о том, что 700 страниц – это экономические проблемы, давайте выработаем механизм решения экономических проблема, а не о том, будет Молдова в НАТО или не будет. Что приедут жандармы из другой страны наводить у нас порядок, что мы должны идти на вооружение натовской системы. И многие другие вещи, которые есть на этих 220 страницах - даже если не напрямую. Но мы же умеем читать между строчек. И мы знаем, когда мы были во власти, какие возникали со стороны западных партнеров предложения. Но мы же не пошли на это.

- Какие предложения?

- То же самое: почему бы вам не пересмотреть отношение к НАТО и прочее, вы бы быстрее решили приднестровский вопрос. Хотя я так и не понял, почему бы это быстрее могло быть. Разные предложения были. Но мы сказали: у нас конституционный статус нейтралитета. Пожалуйста, читайте нашу Конституцию.

- Сможете ли Вы восстановить отношения с Россией, в случае возвращения к власти?

- Что значит восстановить отношения с Россией? Их надо развивать. У нас есть уже отношения с Россией – очень давно, от Штефана чел Маре, от Петра Первого, от Дмитрия Кантемира. Мы в годы Второй мировой войны уничтожили фашизм вместе. Молдова была союзной республикой. И нас объединяет исключительно важное историческое прошлое, социалистическое прошлое - будем надеяться, что временно прошлое. Но и будущее. Конечно, надо на этой платформе развивать отношения. Не надо забывать, что 28 процентов всего населения страны составляют, как говорят, русскоязычные. В принципе, 80 процентов всего молдавского экспорта сегодня, завтра и через пять лет, и, я даже думаю, через 10 лет, все равно будет на рынках России и стран СНГ. А сейчас экспорт этим соглашением заблокировали. С Россией не могли договориться вовремя, как, кстати, сделала Украина, хотя у них там война настоящая. А Запад запломбировал нас своими высокими стандартами, требованиями, нормативами, защитой рынка – и все, мы сидим в ловушке.

- Каким образом Вы будете развивать отношения?

- Переговорами, личными контактами, личным отношением. У меня было больше 40 встреч с Владимиром Владимировичем Путиным, и саммит СНГ здесь проводился, и сколько совместных проектов, более 200 соглашений мы приняли вместе. Самое главное - в 2001 году мы подписали базовый договор о стратегическом партнерстве с Российской Федерацией.

- Тем не менее, Путин встречался именно с Игорем Додоном.

- Я давал интервью несколько дней назад Газета.ру. Я объяснил, почему это происходит. Есть люди, которые в аппаратах иногда спешат и не смотрят на календарь, какое сегодня число.

- На этой неделе министр экономики Андриан Канду сделал несколько серьезных заявлений. В частности о том, что мы готовы законодательно разрешить продажу земли сельскохозяйственного назначения иностранцам. Как Вы относитесь к этому предложению?

- Очень политически не продуманное заявление. Это даже, я сказал бы, предательство молдавского народа и молдавской земли. Такими вещами не занимался никто. А если бы его слышал Штефан чел Маре, ему был бы кирдык полный за такие глупости. Если Канду хочет - я не знаю, кто его науськивал - чтобы Демпартия не прошла избирательный порог, то он делает все очень добросовестно и старательно.

Нашу землю хотели все и всегда. И последняя мировая война – Гитлер за что боролся? За черноземы украинские и молдавские. Евросоюз зачем нас тянет? Вы думаете, так мы им там и нужны. Им надо, с одной стороны, чтобы мы стояли спиной к России, и это прослеживается во всех их документах, а с другой – воспользоваться нашей бесплатной рабочей силой – на дурака, как говорится, и нашими черноземами. А у нас другого богатства нет. У нас есть люди и черноземы. И такую глупость сказать! Я официально заявляю – мы поднимем всю страну, весь народ, но ни грамма земли мы не отдадим никому.

- Министр экономики также заявил о готовности продать крупнейшие государственные предприятия: Молдтелеком, Red Nord и RED Nord-Vest, Молдавскую железную дорогу – российским инвесторам. Вы согласны с таким предложением?

- Ничего нормального, правильного, удовлетворяющего интересам страны, ни один вопрос не могут продвинуть, не могут предложить, не могут решить. Пять лет! Я спрашиваю людей в залах: за пять лет по какой позиции, по какой ситуации вашей личной – здоровье образование, культура, работа, аграрный сектор, доходы, – вы почувствовали, что эта власть улучшила ваше положение?

Мы со специалистами в партии проанализировали положение, когда готовили предвыборную программу, мы не увидели всего этого. Не потому что мы были самые лучшие, нет, у нас тоже были недостатки, проблемы – не потому что кто не работает, тот не ошибается. Но было и наследство такое – после тех двух президентов, которые разделили страну, деиндустриализировали страну, мы же пришли на руины, в горящий дом. Поэтому были проблемы. Но мы много успели сделать. И по внешнему долгу, и по зарплатам, пенсиям – на 540% выросли пенсии за восемь лет, и остальные доходы. Дошли до каждого человека – инвалид, старый, больной, не хватает трудового стажа для пенсии – мы все равно пособия давали. Сейчас у всех зарплаты урезали, никому нельзя, только этой коррупционной банде во власти – говорю о решении КС, который признал их команду коррупционерами. Я их не обзываю. Пусть доказывают Конституционному суду, а лучше пусть доказывают молдавскому народу, что они не коррупционеры.

- Во время встреч с избирателями – какие претензии они Вам высказывают, на что жалуются люди?

- Ждут победы. Говорят: приходите быстрее к власти, а то мы умрем. И начинают рассказывать, что делает примар села, как издевается над людьми, что делается в районе. Вот вчера был в Калараше – ужас, что рассказывают люди. Все здания - в зеленый цвет выкрасили. Вся дорога от Кишинева до Калараша – все деревья обвязаны зелеными ленточками. Может надо, чтобы какой-то психиатр их посмотрел? В такой беде, в такой нищете - зеленкой все вокруг мазать. Они что, делят на раненых и убитых что ли уже?

Люди говорят, чтобы мы были строже, были жестче, когда придем во власть. И больше всего у них бытовых вопросов – тарифы. Вот сейчас с этим 303 постановлением по воде. Вся вода, которая качается этими насосными станциями, за все должен платить народ. Попала к нему вода в кран, не попала, есть у него счетчик, нет, - неважно, он должен платить столько, сколько посчитает Водоканал.

По тарифам, пенсиям, пособиям, лечении – это все идет голосом. Но происходит еще одна вещь. Такого не было никогда. Я сначала думал, может это случайность, специфика района, но потом смотрю – во всех районах так. Вопросы, которые имеют принципиальный характер, к этим бандитам, к этой мафии – задаются только письменно и анонимно. Вы понимаете, как люди напуганы, до чего доведены. Это может иметь последствия очень серьезные.

Мы сейчас, последние недели, опасаемся двух вещей – фальсификации на выборах и подкупа, шантажа избирателей. Подкуп идет явно, в фуфайках с тремя гвоздиками на спине демократы ходят с картошкой, с пакетами. Но к этому уже привыкли. А сейчас – в Бельцах уже раздают газеты – этой команды, даже не знаю, как ее назвать…, а к газете приколота бумажка на 100 леев. Такого не было.

- В Румынии избран новый президент, неожиданный для всех. Готовы ли Вы поддерживать отношения с ним?

- Я поздравляю румынский народ откровенно и от всей души с таким решимостью и таким подвигом национальным. Это был крик отчаяния, протест всей Румынии – тот же самый против бандитов, беспредела с момента декабрьской революции 1989 года. Потому что мы-то на себе знаем... Хотя не все румыны такие. Я тоже имею отношения со многими румынскими товарищами – будем так говорить. И я знаю, как они относятся к нам, с событиям в Молдове, как они оценивают этот национализм, этот унионизм, этот экстремизм. Но победил разум в Румынии – что так жить больше нельзя. И очень хорошо, что румынский народ это понял.

Я очень хочу, чтобы и молдавский народ 30 ноября это понял: так жить больше нельзя. И с такой властью другой жизни не будет. Берите 100 леев, берите 200 леев, продавайте свой голос. Но имейте в виду, что на четыре года продаете себя, свои интересы, свою семью и свое здоровье, и свое образование, будущее продаете на четыре года. Румыны решили этот вопрос. Дай бог, чтобы этому президенту повезло, чтобы он добился поставленных целей, раз в него поверили. Думаю, что и Европа должна иначе посмотреть на Румынию по многим вопросам.

У меня есть ответ на мое поздравление, которое я ему послал на второй день. Очень такой положительный нормальный ответ. И думаю, что, основываясь на добрососедских отношениях, на других факторах, экономических, социальных, мы сможем действительно развивать отношения с Румынией, действительно нормальные, межгосударственные, добрососедские, а не основанные на передаче националистической литературы. Это все надо отбросить в сторону. Это не наш пусть, это не перспектива ни для Молдовы, ни для Румынии, этого нельзя делать сегодня, в 21 веке, в центре Европы. Никто не имеет права себя вести так.

Обсуждения ВКонтакте:

 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

Новая Волна 89,3FM