Dnestr.TV

 
0

Без свидетелей


Без свидетелей

У «тихих преступлений», которые происходят во многих приднестровских семьях, громкое эхо

Житейские истории
…Сельскую учительницу осудили за убийство мужа. Женщина утверждала, что ударила супруга ножом, защищаясь от побоев. Она покорно переносила эту пытку много лет, но однажды ее терпение лопнуло.
Обвиняемой сочувствовали все: от судьи до соседей. Тем не менее, ее приговорили к длительному сроку заключения. Строгого наказания удалось бы избежать, найдись свидетели жестокого обращения. Но никто не смог подтвердить, что мужчина систематически истязал свою вторую половину. Жена никогда никому не жаловалась.
…Тело матери дочь нашла рано утром в одной из комнат родительского дома. Лицо 57-летней женщины было обезображено, ребра переломаны. Ответ на вопрос «кто виноват?» нашелся сразу: конечно, муж.
О том, что супруг постоянно избивает свою вторую половину, в этом селе Слободзейского района знали все. Воспитатели из соседнего детского сада часто уводили своих питомцев с игровой площадки, чтобы те не слышали криков несчастной женщины. Впрочем, не всегда «воспитание» протекало публично. Иногда муж подвешивал ее за руки в сарае или изобретал другой способ наказания.
Случаи домашнего насилия никогда не обходятся без жертв с той или другой стороны. То, что начинается с побоев, может закончиться убийством.

Внутрисемейное дело?
Домашнее насилие не проходит как отдельная категория ни по одной из официальных статистик. Нет такого состава преступления и в приднестровском Уголовном кодексе. Все, что творит семейный тиран, сейчас квалифицируется по-разному: от «Хулиганства» и «Причинения вреда здоровью» до «Убийства».
В 135 странах мира существуют методики для измерения агрессии в обществе. Проводятся анонимные опросы, которые помогают выявить тех, кто считает себя жертвами, и тех, кто готов прибегнуть к насилию.
В Приднестровье насилием в семье как проблемой занимаются лишь неправительственные организации (НПО). Тираспольское НПО «Взаимодействие» располагает своей статистикой: в ней фигурируют те, кто в течение года позвонил по телефону доверия этой организации.
Женщины звонят по телефону доверия чаще мужчин (70%). Первое место прочно занимает психологическое насилие (457 случаев), на втором – физическое (303 случая). Стало набирать обороты экономическое насилие (126 случаев) в связи с нехваткой рабочих мест в Приднестровье. Наименее распространено сексуальное насилие (39 случаев).
Тираспольчане жалуются чаще, чем жители других населенных пунктов – 1002 против 433. От сельчан поступило 196 звонков.
Понятно, что это лишь верхушка айсберга: далеко не все знают о существовании телефона доверия, многие просто не решаются по нему позвонить. Однако, по мнению представителей гражданского общества, и эти цифры свидетельствуют о высоком уровня домашнего насилия и об усиливающейся криминализации семьи.

Домашнее насилие стоит дорого
Тем не менее, в Приднестровье пока еще придерживаются убеждения, что домашнее насилие – это внутреннее дело ячейки общества. Но действительно ли «тихие преступления» ограничиваются рамками отдельно взятой семьи?
… В Слободзее, Дубоссарах, Рыбнице избитые мужьями жены оказались в больнице.
…В одном из сел Григориопольского района молодая женщина с тремя детьми ушла от мужа-тирана и поселилась в заброшенном доме на окраине. Когда мать была в магазине, малыши нашли спички, в комнате вспыхнул пожар. Соседка успела спасти только одного ребенка. Матери предстоит длительное лечение у невропатолога.
…В Каменке женщина, которую постоянно истязал супруг, пыталась покончить с собой. Ее спасли родственники. Она не отказалась от своего намерения.
… Соседи вызвали скорую помощь жительнице одного из сел Рыбницкого района. Диагноз: обширный инфаркт. Накануне муж в очередной раз устроил скандал.
Домашнее насилие укладывает на больничную койку не только с ссадинами и ушибами. Оно становится причиной депрессий, заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Возникают фобии, расстройства истерического характера. В 15% случаев насилие приводит к суициду. Чтобы снять тревогу люди прибегают к алкоголю и наркотикам.
Лечение жертв обходится государству недешево: койкодень в приднестровской больнице стоит около 15 долларов. Добавьте сюда оплату больничного листа. А ведь многие жертвы нуждаются еще и в последующей реабилитации, которая может длиться месяцами. Словом, домашнее насилие еще и экономически невыгодно любому государству.
Между тем, каждый год здоровье, трудоспособность и жизнь теряют сотни женщин. Это уже не может рассматриваться лишь как внутрисемейная проблема.

И зависеть, и терпеть
Латентность – главная беда преступлений, связанных с домашним насилием.
Попробуем разобраться, почему одни терпят и молчат, а другие бьют и тоже это скрывают.


Семья как горячая точка
Заведующий психиатрическим отделением Бендерской центральной городской больницы Борис Николаевич Коломан:
- Домашнее насилие подразделяется на физическое, сексуальное, экономическое, психологическое. Природу первых трех видов люди понимают, а вот последний ставит их в тупик. Психологическое насилие бывает вербальным (нецензурная брань) или невербальным («не так посмотрел»). К нему относятся распространение слухов и сплетен (муж плохо отзывается о жене в беседе с соседями). Недаром кто-то из специалистов заметил, что слово «спасибо» можно сказать с 80 оттенками. Это постоянное внушение супруге: «ты – глупая, некрасивая, плохо готовишь, ничего не умеешь делать, как следует».
В случае с насилием предмет разногласий отсутствует. Причиной агрессии со стороны мужчины становятся его интересы, а не проблемная ситуация. Он желает контролировать чувства и поведение женщины.
Заведующий отделом клинической психологии НЦ психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов дает такой портрет домашнего насильника. Он воспитывался в семье, где совершалось насилие или часто был свидетелем агрессии в отношениях между родственниками. Злоупотребляет алкоголем. У насильника часто встречаются изменения личностных характеристик: проявляются психопатические черты характера. Ему свойственна неполноценность Я-концепции (это совокупность представлений человека о себе). Такой мужчина не уверен в своих силах. Чтобы поднять планку собственной самооценки, он может прибегать к алкоголю или наркотикам.
А кто же становится жертвой? Как правило, это женщина из семьи, где насилие тоже было нормой. Повзрослев, жертва сохраняет такой уклад жизни уже в собственной «ячейке общества». Этолог Конрад Лоренц получил нобелевскую премию за открытие явления импринтинга. Это уникальный психофизиологический механизм запечатления образов, впечатлений, совокупности убеждений, которые были восприняты в определенный критический момент развития. Попросту говоря, если обучать чему-то под действием сильных эмоций, впечатления буквально «впечатываются в мозг». Подросшие дети невольно копируют поведение родителей. Женщина терпит побои и издевательства, потому что привыкла к этому с детства. Жертва считает, что в случае распада семьи она же и пострадает. У нее вырабатывается пассивное отношение к акту насилия. Она не хочет ничего менять, просто дрейфует в этой ситуации. Так человек уходит от свободы выбора. Ему проще подчиниться. Женщина отказывается от своей сущности, не стремится познать себя, не позиционирует себя как личность. Она вытесняет из себя влечение к ценностям, идеологии общества.
В домашнем насилии всегда участвуют дети. Они, как жертвы или свидетели, вовлечены в динамику насильственных отношений. Создают собственные стратегии сопротивления: адаптация, которая ложится в практику выживания и во взрослой жизни.
Дети воспринимают насилие над собой как норму. Их приучают к несерьезному отношению и к своим страданиям, и к страданиям окружающих. Родители не вызывают сочувствия у сыновей и дочерей. Они стараются не замечать совершаемого насилия.

Без свидетелей

Жертва притягивает агрессора
Психолог Центра гражданских инициатив «Резонанс» (г. Бендеры) Дарья Артемий:
- В нашем Центре жертвы домашнего насилия получают помощь психолога и начинают жить заново. Вот только две истории.
Эта женщина провела в аду более 30 лет. Она рано вышла замуж из-за беременности. Родители от нее отвернулись, муж избивал. Спустя восемь лет брак распался, но бывший супруг продолжал терроризировать нашу клиентку.
В ее жизни были и другие мужчины, но все они подавляли волю и унижали женщину. Она считает, что «притягивала» агрессоров. Вот и последний гражданский муж жестко контролировал поведение жены. Запрещал заниматься классическими танцами.
Свою семью наша героиня вообще считает проблемной: дочь тоже терпит насилие со стороны мужа, несчастливы в браках сестра и племянница.
Когда женщина обратилась к нам, она страдала от сложного внутреннего конфликта. Ее недовольство собой доходило до самобичевания. Плюс заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе. Клиентка находилась в плену подавленных эмоций: страха, гнева, обиды, боли. Самостоятельно справиться с этим она не могла. У нее уже были проблемы со здоровьем, она принимала антидепрессанты, наблюдалась у невропатолога.
После года работы с психологом женщина разорвала отношения с агрессором. Ей больше не нужны таблетки. Она посещает танцевальные занятия. Решился ее внутриличностный конфликт, высвободилось много сил и энергии. Клиентка чувствует себя здоровой, чаще улыбается, похудела, нравится себе. Изменились отношения с коллегами по работе: с ее мнением стали считаться. Она вынесла уроки из своего опыта и учится говорить «нет» насилию.
У второй истории тоже хороший конец.
Отметив с супругом 8 марта, женщина попала в больницу с сотрясением мозга, ссадинами и синяками по всему телу. Она развелась, но второй муж оказался ничем не лучше: пил с друзьями в гараже, потом бил жену. У младшего ребенка диагностирована задержка речевого развития, старший сын целыми днями пропадал на улице, чтобы реже встречаться с отчимом. Женщина боялась за себя и детей: муж грозил, что убьет всех.
Клиентка находилась в состоянии хронического стресса. Пообщавшись с психологом в течение года, она сумела выйти из этого круга насилия. Развелась, живет с детьми отдельно. У нее появилось уважение к себе, а у детей - успехи.
… Пока агрессоры и насильники чувствуют свою безнаказанность и вседозволенность, насилие в семье будет процветать. Для изменения их менталитета необходимы жесткие меры наказания, предусмотренные законом, всеобщая огласка и освещение таких прецедентов в СМИ. Специальные меры должны быть направлены именно на агрессора, поскольку отказаться от насилия в состоянии только он. Жертва может лишь разорвать отношения, уйти, спрятаться, развестись. Мы говорим о комплексном решении проблемы. Не только женщинам, но и всему обществу важно понять: насилие в семье – это ненормально.

Нет приема против палача?
Приднестровские законы не мешают мужьям бить жен
Есть горькая правда в анекдоте о том, что, позвонив по номеру 102 во время семейного конфликта, жена вместе с мужем бьет приехавших по вызову сотрудников милиции. И в реальной жизни пострадавшая супруга, как правило, отказывается писать заявление, а без этого документа нельзя возбудить дело.
Казалось бы, для отпора домашнему насильнику вполне достаточно Уголовного Кодекса ПМР. С точки зрения закона неважно, бьет женщину собственный супруг или напавший на нее на улице посторонний мужчина. Процедура в обоих случаях одна и та же: снимаются побои, заводится уголовное дело, оно передается в суд, далее следуют приговор и справедливое наказание для тирана. Все это так… и не так.
Уж очень это специфическая область – домашнее насилие. В Приднестровье все еще живучи предрассудки. В любом семейном конфликте, прежде всего, обвиняют женщину. «Виновата сама», - частенько считает в глубине души даже избитая супруга. Таково отличие нашего менталитета от европейского. В странах ЕС девочки с детского сада знают о своих правах, а у нас женщинами годами терпят и молчат.
Есть и другой довод: пожалуешься – будет только хуже. И у супруги есть все основания так считать.
После семейного скандала Александр (имя изменено) должен был заплатить штраф. По закону это обязанность обидчика, то есть, мужа. Но ведь в семье, как правило, общий бюджет. Так была наказана и пострадавшая сторона. А ведь бывает, что из двух супругов работает только женщина… Ей приходится рассчитываться за двоих и в прямом, и в переносном смысле этого слова.
Муж, избивший Татьяну (назовем ее так), отбыл 15 суток и вернулся домой в особенно боевом настроении. «Воспитание непокорной супруги» повторилось, но на этот раз женщина не стала жаловаться. Она усвоила урок. Пока идет разбирательство уголовного или административного дела, женщина остается один на один со своим тираном. Ей никто не может предоставить защиту на законном основании.
Приднестровские НПО, которые объединила «Приднестровская платформа по противодействию насилию в семье и продвижению прав женщин», считают, что нам нужен Закон о противодействии насилию в семье. Он давно уже работает в Европе и недавно начал действовать в нескольких государствах на постсоветском пространстве - на Украине, в Казахстане, Туркменистане, Кыргызстане. Его проект «О социально-правовой защите от насилия в семье» уже подготовлен депутатами Верховного Совета (ВС). Документ направлен против всех форм семейного насилия – физического, психологического, сексуального, экономического.

Без свидетелей

Юрист Центра развития и поддержки гражданских инициатив «Резонанс» Алексей Балан сказал:
- Приднестровское законодательство содержит объемный перечень составов преступлений, в которых речь идет о посягательстве на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, имущественные и неимущественные права любого члена общества. Однако не считается отягчающим обстоятельством совершение преступления в семье. Более того, зачастую правоохранительные органы полагают, что насилие, совершенное в общественном месте по отношению к незнакомому человеку, представляет гораздо большую общественную опасность, нежели такие же действия, совершаемые за закрытыми дверьми в семье по отношению к родственникам. Такая позиция в принципе не верна. За "бортом" очень часто остаются побои, истязания и почти всегда оскорбления, сексуальные домогательства и другие виды насилия, которые считают "личным" делом членов семьи.
Гражданское общество готово поддержать и принять участие в доработке законопроекта «О социально-правовой защите от насилия в семье», который был предложен депутатами Верховного Совета (ВС).
Следует особо оговорить те ситуации, когда административное разбирательство, а также следствие по возбужденному уголовному делу по факту причинения вреда здоровью, совершения какого-либо иного насильственного преступления в отношении члена семьи продолжается длительное время, а виновное лицо находится на свободе, продолжая оказывать давление на жертву семейного насилия. Система оперативных мер защиты (судебный охранный ордер и временный охранный ордер), предусмотренных данным законом, должна исключить такие ситуации, предоставляя пострадавшему лицу реальную возможность пройти лечение, медико-психологическую реабилитацию, а также, получив грамотную и исчерпывающую правовую консультацию, при необходимости обратиться в судебные органы для разрешения конкретных проблем (расторжение брака, раздел имущества, определение вопроса о проживании детей, взыскании алиментов, возмещении вреда причиненного здоровью и др.).
…К специальным мерам защиты проектом предлагается отнести следующие: официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье, взятие на профилактический учет и снятие с профилактического учета члена семьи, совершившего насилие в семье, временный охранный ордер; судебный охранный ордер, то есть, выстроить четырехступенчатую систему защитных мер. Система "охранных ордеров" является наиболее удачной и ранее апробированной уже в ряде стран СНГ и Европы. Официальное предупреждение о недопустимости насилия в семье - это процессуальный документ, выдаваемый органом внутренних дел, влекущий предупреждение (предостережение) лицу, совершившему насилие или угрожающему его совершить, о недопустимости и незаконности его действий. Охранные ордера (временный и судебный охранные ордера)- процессуальные документы, выдаваемые органами внутренних дел и судом соответственно, и налагающие на виновное лицо (агрессора) ряд требований-условий, обязательных для исполнения и обеспечивающих тем самым защиты пострадавшему лицу.
Мы предлагаем ввести в законопроект общепринятые в странах Европы и СНГ единообразные понятия "временный охранный ордер" и "судебный охранный ордер". В международной практике охранный ордер – это правовой документ, выдаваемый судьей. Он накладывает определенные ограничения на поведение и действия виновника жестокого обращения. Сегодня Болгария, Монголия, Румыния, Сербия, Грузия, Чехия, Молдова, Кыргыстан и Албания уже приняли законы, предусматривающие введение охранных ордеров.
Кроме того, 6 июня 2013 года Министры юстиции стран ЕС приняли решение о введении в действие «охранного евроордера» для женщин, пострадавших от домашнего насилия. Новое постановление дополнило "европейский охранный ордер", принятый в декабре 2011 года. Сфера его применения стала шире: не только в уголовных, но и в гражданских разбирательствах. В результате, женщины, пострадавшие от насилия в семье, защищены не только на территории своих стран (в том случае, если им предоставлен охранный ордер), но и на территории любой другой страны ЕС. Сегодня 57 стран присоединились к этой инициативе. Европейский охранный ордер стал результатом законодательного пакета о правах жертв насилия, принятого Европейской комиссией 18 мая 2011 года, а также - стратегии Европейской Комиссии по вопросам равенства между женщинами и мужчинами на 2010-2015 годы, в число приоритетов которой входит искоренение гендерного насилия.
…Гражданское общество считает, что его представители должны принимать активное участие в доработке законопроекта. Пока лишь приднестровские НПО остаются единственной надеждой пострадавших, в отсутствие закона они предпринимают последовательные шаги по расширению своих возможностей.
По европейским стандартам, на каждые 10.000 населения должен приходиться кризисный центр. По инициативе «Резонанса», скоро и в Приднестровье появится первый Кризисный центр для женщин, оказавшихся в сложной ситуации.

Наталия Барбиер

Обсуждения ВКонтакте:

 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

Новая Волна 89,3FM