В единый день голосования, 29 ноября в Приднестровье выбирали депутатов всех уровней. Выбирали после ожесточенных перепалок, которые развернулись в СМИ между сторонниками Шевчука и партии "Обновление", которую поддерживает фирма "Шериф". Если вам скажут, что были независимые кандидаты, то не обольщайтесь - их число настолько незначительно, что и говорить не стоит. Кстати, их в новом приднестровском парламенте нет. Плакаты на улицах городов и сел демонстрировали: насколько хороши кандидаты, и как они решат в ближайшее время все проблемы, стоящие перед республикой. А положение, в котором пребывает ПМР, действительно сложное. Дамоклов меч 1 января 2016 года висит над экономикой - именно в этот период заканчиваются европейские преференции для предприятий из Приднестровья. По сложившейся сегодня схеме хозяйствования, они просто станут не конкурентоспособными на европейском рынке. Резкое снижение налогов, связанное с многочисленными факторами (о деталях не говорю), вызвало проблемы в обеспечении выплат по социально защищенным статьям, в особенности зарплат и пенсий. Отсутствие внешних источников помощи лишь усугубляло ситуацию. Рейтинг исполнительной власти после того, как она начала удерживать вначале 30, а потом 20% зарплат бюджетников и пенсий резко рухнул вниз. Начинать это делать в предвыборный период могли лишь те, кто не думал о будущих выборах. А выдача перед выборами справок о задолженности, которые люди начали получать, как некую гарантию того, что государство помнит об этом, сыграло на руку оппонентам Евгения Шевчука. Напоминание о задолженности в 5-10 тысяч рублей - как соль на рану. Буквально за несколько недель до выборов со стороны команды президенты проявилась главная идея, которая, казалось, способна сокрушить противника: борьба с олигархами, то есть с фирмой "Шериф". На нее указывали, и именно ее делали виновной в том, что бюджет республики недополучает деньги. В ответ, команда "шерифовцев" открыла "информационный огонь" из всех имеющихся СМИ и своих печатных возможностей. Власть обвинялась в неумении руководить, в отсутствии поддержки со стороны России, в желании продать республику на Запад, и т.д. Особые стенания вызвали слухи о возможном использовании воинского контингента повлиять на голосование против конкурентов. Как показали итоги голосования - не повлияли.
Практически все наблюдатели сходятся во мнении, что такого накала и жесткой борьбы в период предвыборной кампании здесь еще не было.
И вот, выборы прошли. Итог, как полагают практически все эксперты, неутешителен для исполнительной власти: "обновленцы" получили карт-бланш - конституционное большинство. Пока идут печальные воспоминания проигравших и слышны радостные крики выигравших, не мешает всерьез задуматься, а что дальше будет в Приднестровье? Каковы сценарии развития ситуации в будущем? Что может противопоставить, и как будет работать президентская команда в этих условиях? Ведь будущий год - год новых выборов - выборов президента ПМР.
Для начала некоторые выводы:
1. У президентской команды не было четкой стратегии действий, которая учитывала электоральный настрой. К этому надо добавить, что слишком поздно началась организационная работа и, как мне представляется, недостаточное обеспечение предвыборной кампании. Финансовые ресурсы были несопоставимы. Ряд пропрезидентских кандидатов были зарегистрированы очень поздно и потеряли возможность вести предвыборную кампанию наравне с конкурентами. 2. Привлеченные политтехнологи недостаточно хорошо представляли, с чем имеют дело и как выправить ситуацию с помощью ряда экстренных мер.
3. Жесткая кампания против "Шерифа" и будущая национализация по неясным правилам рассматривались основной массой избирателей как угроза стабильности в Приднестровье. Люди испугались еще больших потрясений.
4. Не значительный кадровый потенциал авторитетных руководителей у исполнительной власти резко сузил ее предпочтения у избирателей.
5. Люди голосовали не за конкретного кандидата, решение принималось исходя из того чей он: либо сторонник Е.Шевчука, либо фирмы. И это притом, что на выборах президента в 2011 году представитель фирмы потерпел серьезнейшее поражение. Тогда люди голосовали против нее.
6. Как мне представляется, значительная масса людей голосовала против всех. Это говорит о том, что поле для т.н. "третьей силы" достаточно широко. Это были те, кто понимал, что им не нравится политика исполнительной власти, но и в тоже время представляли, что нельзя закреплять почти абсолютную власть такой большой экономической структуры.
7. Всем надо помнить и то, что в некоторых округах разрыв был относительно минимальным. Расцениваю, как равенство сил в этом микрообществе. Ведь неизвестно, что может изменить ситуацию завтра.
Однозначно могу подтвердить свое мнение, которое прозвучало еще до подведения итогов: это было протестное голосование, но его результаты будут не так однозначны.
Так кто все-таки выиграл?
Выиграло ПМР! Выборы, несмотря на предположения о низкой явке, которая была в предыдущий период, показали, что народ поддерживает свои структуры власти и активно участвует в их формировании. Не секрет, что некоторые зарубежные аналитики уже готовились "похоронить" Приднестровье в случае низкой явки населения. Явка была отличной! Народ шел голосовать, несмотря на дождливую и унылую погоду.
Если говорить о конкретике в Верховном Совете, то цифры говорят в пользу "обновленцев". Но это только цифры... Победа людей, поддержанных фирмой "Шериф", означает лишь то, что вся ответственность за происходящее уже в большей степени будет лежать на них. Конституционное большинство не позволяет прикрыться фразой о том, что не хватает голосов для принятия решения. По моему мнению, эта команда оказалась в сложнейшей ситуации и Евгений Шевчук может воспользоваться моментом. Сегодня наступает время, когда предвыборные обещания надо выполнять. Это возможно лишь через бюджет и его исполнение. Как предполагается это сделать в условиях жесточайшего дефицита? Естественно только через правительство. Именно оно вносит проект бюджета в ВС ПМР. Сегодня премьера фактически нет. Встает вопрос о новом правительстве. Если президент ПМР предложит депутатам-"обновленцам" дать своего кандидата на пост председателя правительства - это будет сильнейший ход в этой обстановке. Вся ответственность за происходящее и будущие последствия переносится на их плечи. Президент в таком случае уже не отождествляется с этой командой и может управлять процессом, как бы говоря - видите, что происходит: это те, кто обещал сделать жизнь лучше. Поэтому к будущим выборам можно будет идти уже в оппозиции к тем, кто обещал, но не сделал. Маятник качнулся сегодня в одну сторону, но любой знает, что он имеет обязательный обратный ход. Пойдет ли президент на это? Время покажет.
Можно строить различные предположения. Кто-то говорит, что мол, депутаты смогут объявить импичмент президенту. Вряд ли. Дело в том, что условия импичмента прописаны. Там нравится, не нравится - нет таких определений. В любом случае ясно одно: теперь противники Евгения Шевчука будут иметь возможность показать себя в работе. Тут одними оппозиционными выступлениями не отделаешься. И как-то очень своевременным сегодня смотрится девиз одного из кандидатов - "Заставим власть работать!". Вы теперь власть - работайте!