Реститу́ция (от лат. restitutio – восстановление, отозвание, возвращение прежних прав и преимуществ). В гражданском праве – последствие недействительности сделки, заключающееся в возврате сторонами всего полученного по сделке. При невозможности вернуть товарные ценности в натуральном виде возвращается их стоимость в денежном выражении.
Выросшим в условиях всеобщего равенства в СССР, да и нынешнему поколению людей в Приднестровье, пока это слово ни о чем не говорит. Хотя за столь короткий исторический период успешного шествия капитализма по обломкам социалистического лагеря, реституция уже работает на полную катушку. А кое-кто готовится применить ее в ближайшем будущем. Нашему поколению хорошо известна прекрасная латышская актриса Вия Артмане. Она сыграла яркие, запомнившиеся роли в кино и на подмостках театра. Чего только стоит ее участие в фильмах "Родная кровь", "Театр", "Никто не хотел умирать"! А знаете ли вы, что этой знаменитой артистке пришлось доживать свою жизнь на хуторе у друзей в пристройке без отопления? Это произошло из-за того, что ее просто изгнали из своей квартиры, так как по закону о реституции она была возращена бывшему хозяину.
Головная боль Украины
Современная Украина непредсказуема. Подписав Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом, эта страна взяла на себя ряд обязательств. В ЕС действуют общие правила и положения, а также приводится на один уровень законодательство. Согласно ему, национализация собственности, которая была проведена после 1917 года, с точки зрения ЕС, считается незаконной. Значит, это дает повод для ее пересмотра. Больше всего лоббировали и поддерживали украинцев в движении к ЕС поляки. И это не просто так, от братской любви. В Польше существует организация «Реституция Кресов». Она помогает полякам доказать их право собственности на те или иные объекты и ресурсы на Украине – от земельных участков до средневековых замков и картинных галерей. Ее руководитель Конрад Ренкас рассказал: – Нам приходит много писем от наследников поляков, которые были выселены из Восточных Кресов. По нашим данным, выселено было 1,2 млн человек. Сейчас насчитывается 100-150 тысяч их наследников, а имущество, на которое они претендуют, более чем 5 млрд. долларов. В любом случае Украине придётся платить – и за само имущество, и за затягивание разбирательств, если на это пойдут. От расплаты Киев не уйдёт. Если вспомнить историю, то чуть ли не вся Западная Украина – бывшие владения польской шляхты. И они никогда не забывали об этом. Еще много лет назад в Польше выпустили сборник «польской собственности и усадеб на Украине» в 11 томах! Украина, созданная Советским Союзом, напоминает лоскутное одеяло: польские земли – национализированы в 1939-м, а земли венгров и румын, получены в 19401945 годах. Про Крым, Донбасс и прочее говорить не будем. Если начать процесс реституции, то от этой страны может остаться лишь кусок государства.
Молдавские зигзаги
Молдова, подписывая Соглашение с ЕС, особенно сильно не заморачивалась чтением этого документа. Народного обсуждения по судьбоносному для страны решению не проводилось. Только несколько политиков предупреждали в то время, что это к добру не приведет и чревато "сюрпризами". Один из них – реституция. В Европейском союзе старые законы о реституции периодически пополняются новыми, более жёсткими. В свое время правящий Альянс «За евроинтеграцию» решил вернуть румынским «хозяевам» собственность, национализированную советской властью в 1940 году. Такой законопроект даже внесли в парламент. Они также заявили о своём намерении не отступать ни на пядь. Согласно документу: «...недвижимость, отнятая государством неправомерным путём, коллективными хозяйствами или юридическими лицами с 28 июня 1940 по 27 августа 1991 года, возвращается в натуральном виде». Если такое возвращение невозможно, то «устанавливаются эквивалентные меры возмещения. Меры возмещения будут состоять из компенсации другими активами или услугами, предоставленными в эквиваленте». Насколько это чревато "прибалтийским" сценарием? В Молдавии проводились три волны депортации. Они происходили в период 40-х – 50-х годов. Среди переселенных были и зажиточные молдаване-собственники, и городские евреи. Многие из них потеряли дома, магазины и другую собственность. Надо вспомнить и о принуждённых к эвакуации накануне войны этнических немцах, уехавших состоятельных армян и, конечно же, румын. Как видите, список получается приличный. Но собственникам особенно радоваться не придется. В Молдове изменится действующая система оценки недвижимости. Начиная с 2016 года, все владельцы недвижимости будут обязаны оценить свою недвижимость, а в дальнейшем, раз в три года, переоценивать ее. Оценка будет осуществляться спецфирмами за счет владельцев недвижимости. Для собственников недвижимости это предполагает дополнительные затраты, а те, кто не выполнит требование, ждут штрафы до 100 тыс. леев и утроенная сумма налога.
А что нам с этого?
ПМР является суверенным государством, а значит, ни о каких реституциях речь не идет. Но насколько видно, Молдова и Украина делают все, чтобы лишить нашу республику существующей конструкции власти и включить Приднестровье вначале в орбиту влияния, а затем и в политическую конструкцию Кишинева. Давайте предположим гипотетически, что может тогда произойти в направлении реституции? Начнем с того, что только ряд населенных пунктов Приднестровья расположены на правом берегу реки Днестр. Главные из них – Бендеры и Кицканы, с прилегающими селами. В Бендерах во времена румынского правления было достаточно собственности, которой управляли, покинувшие город по различным причинам люди. Как вспоминают старожилы, румыны и зажиточные горожане бежали из Бессарабии в течение 24-х часов – таков был ультиматум Советского Союза Румынии. Наверняка, у многих из них есть потомки, которые с радостью ухватятся за возможность вернуть потерянное. Даже, если недвижимость отсутствует, то по европейским законам полагается заплатить. И как показывает опыт прибалтийских стран, суммы там бывают немалые. реалии Никто из находящихся у власти политиков в Кишиневе и в Киеве, не стремится к установлению среди всех слоев общества понимания того, что нужно начинать строить новую жизнь. А ее нельзя создать без согласия и терпимости к чужому мнению. Тут встает вопрос: нужен ли нам Евросоюз? Конечно, нужен. Точно также как и Евразийский Союз. Но мы исторически и духовно всегда были и будем связаны с Россией. В этом случае правильным решением будет ориентироваться, как на запад, так и на восток. Тем более, что географическое и политическое расположение Молдавии и Приднестровья буквально подсказывают это. Надо строить эффективную экономику и улучшать благосостояние жителей, исходя из реалий. Как мне представляется, вместо того, чтобы начать строить добрососедские отношения и мир в обществе, современные искатели, т.н. исторической справедливости, решают вопросы реституции, разрушают памятники и живут прошлым. Хотя – нет, ошибаюсь, деньги-то они любят настоящие. На остальное им наплевать. И под каким соусом это будет делаться: то ли реституция, то ли какая-нибудь ...ция им также все равно.