Лицей, доказавший, что школа может существовать и без денег родителей
Лицей им. Андрея Страистэ из Новых Анен — одна из немногих школ в стране, где не собирают деньги с родителей. Учреждение показывает, что средств, выделяемых государством, вполне достаточно для учебного заведения, чтобы работать и даже постоянно модернизироваться. В этом лицее классы оснащены в соответствии с современными технологиями, есть интерактивные доски, у каждого учителя — ноутбук, который он использует на уроках вместе с учениками. И, несмотря на то что в последние месяцы по всей стране преподавателям выплачивали зарплату с опозданием, администрация учреждения утверждает, что здесь не было и не будет никаких неформальных платежей.
Теоретический лицей им. Андрея Страисты, Новые Анены
Порядок виден прямо с порога — идеальная чистота царит везде, а коридоры и лестницы утопают в цветах. Здесь учатся более 240 учеников из большинства населённых пунктов района. Лицей классический, что означает, что здесь есть только 10–12 классы.
Еуджениу Маржине, директор лицея
«Мне не поверит ни один директор школы, если я скажу, что у нас слишком много денег. Если правильно и эффективно управлять ресурсами от государства, можно сделать много хорошего», — улыбаясь, говорит Еуджен Марджине, который недавно во второй раз занял пост директора лицея. Директор показывает нам несколько помещений — все они просторные и светлые, а мебель в них — новая.
У каждого учителя собственный ноутбук, купленный на школьные деньги, который он использует во время уроков. В некоторых классах, наряду с обычными досками, мы видим интерактивные доски и видеопроекторы, которые помогают держать внимание учеников на протяжении урока. Педагоги говорят, что теперь им легче готовиться к урокам, а ученики утверждают, что понимают материал гораздо лучше, потому что уроки стали более интересными.
Гордость директора и всей школы — спортзал, отремонтированный два года назад. Семьдесят процентов заменённых окон в учебных корпусах позволяют экономить на оплате отопления. Сэкономленные средства идут на развитие лицея.
Студенты учатся в классах, оборудованных новой мебелью
Произошли изменения и в общежитии, где были заменены окна и двери, капитально отремонтированы две душевые комнаты. Была отремонтирована и столовая, так что теперь ученики могут обедать почти в домашних условиях. По инициативе учеников для них был оборудован тренажёрный зал. Среди последних достижений можно отметить капитальный ремонт всей электрической системы в лицее. Сейчас на каждом из четырёх этажей есть свой электросчётчик, и, когда нет необходимости в электроэнергии, она может быть отключена.
Интересно то, что все эти изменения произведены только за счёт средств, выделяемых государством, без финансовых вложений родителей. «В связи с переходом на новую формулу финансирования, когда учебное заведение получает фиксированную сумму за каждого ученика, большие школы процветают», — говорит Еуджен Марджине. Сумма, выделенная в текущем году на каждого ученика, составляет около 8700 леев. К этим деньгам добавляются и средства, выделенные школе, в размере более 420 тысяч леев. Таким образом, бюджет лицея в этом году — более 3 млн леев. После того, как оплачиваются все расходы и делаются новые инвестиции, администрации хватает средств на доплаты к зарплатам и на премии для лучших учеников.
Ассоциация родителей не собирает деньги, но обеспечивает партнёрство со школой
В учебном учреждении, однако, существует ассоциация родителей — «Гаудеамус», она не ведёт сборы с родителей, у неё другое предназначение — обеспечение партнёрства между школой и семьёй. Каждый месяц школьный психолог проводит встречи родителей и педагогов, на которых обсуждаются возникшие проблемы. Родители участвуют в большинстве мероприятий, организованных учениками, — и развлекательных, и благотворительных. «Мы знаем уровень благосостояния семей, чьи дети обучаются в нашем лицее, — они люди простые, многие из сельской местности. Сборов у нас не было и мы их не планируем», — заявляет Еуджен Марджине. ВИДЕО: Еуджен Марджине, директор ТЛ им. А. Страистэ, о том, как лицей может обойтись без денег родителей.
Следует отметить, что в данном учебном заведении запрещены не только неформальные сборы, но и подарки для учителей, — явление, распространённое в школах и детских садах страны. Для того чтобы быть уверенными в том, что лицей является учреждением, свободным от коррупции, администрация и совет учащихся разработали несколько механизмов по профилактике и контролю этого явления. Так, в коридоре появился ящичек, куда ученики и учителя могут анонимно сигнализировать о проблемах, с которыми сталкиваются, в том числе о возможных случаях насилия или коррупции. Содержимое ящичка анализирует комиссия, созданная в лицее.
Другой инструмент — анонимные опросы, которые проводятся в учебном заведении и которые касаются не только учителей, но и другого персонала лицея. В обязательном порядке анкеты включают в себя вопросы и о неформальных сборах.
Школьный психолог Тамара Гортоломей
Серьёзным показателем дел в этом лицее служит то, что в прошлом году ни один из его учеников не был замечен в списывании на экзаменах на степень бакалавра, а количество сдавших экзамены — приблизительно 100 %.
Учащиеся лицея им. А. Страистэ только понаслышке знают, что значит коррупция
Ион Бецко, председатель ученического совета в лицее им. А. Страистэ, утверждает, что в отличие от лицея, в котором он учится, в других учебных заведениях коррупция существует. «Это явление настолько распространено, что стало чем-то обычным, и люди не знают, как решить проблему другим способом», — говорит молодой человек.
Ион Бецко, председатель Совета учащихся
Ученица 12-го класса Татьяна Лунгу считает, что коррумпированный человек — человек, который ставит себя выше других, но при таких условиях нет места для демократии. «Коррупция в целом — это недостойное дело, это болезнь, с которой необходимо бороться, и если нам это противно, то мы должны сообщать об этом в компетентные органы по борьбе с коррупцией. В целом же, надеюсь, что спустя годы мы будем страной, в которой больше не будет существовать это понятие», — делится мнением девушка.
ВИДЕО: Татьяна Лунгу, ученица 12-го класса, об отношении молодёжи к коррупции.
Так же, как Ион и Татьяна, и другие ученики лицея им. Андрея Страистэ только понаслышке знают о том, что в других учебных заведениях широко практикуются подарки для педагогов, а также денежная плата за повышение оценок или консультации.
Больше денег для школ
Наряду с ТЛ им. А. Страистэ, начиная с января 2013 года, все общеобразовательные учебные заведения финансируются по новой системе, которая подразумевает, что школы получают финансовые средства от государства в зависимости от количества учащихся. Система включает в себя все расходы, связанные с управлением учреждения, оплату труда педагогического коллектива и обслуживающего персонала, а также расходы на развитие и улучшение дидактической и технико-материальных баз учебного заведения.
На каждого ученика выделяется одинаковая сумма вне зависимости от школы, где он обучается. В соответствии с постановлением Правительства, сумма, выделяемая на ученика, увеличилась до 8771 лея, что на 1842 лея больше по сравнению с 2014 годом. В то же самое время увеличилась и сумма средств, направляемых каждому учебному заведению — в текущем году она составила 428 982 лея. Таким образом, сумма, выделяемая на каждого ученика в стране, превышает размер платы за обучение в некоторых университетах, таких как Экономическая академия, Молдавский госуниверситет или Государственный педагогический университет им. И. Крянгэ. На каждый лей, выделенный государством, платится один лей от родителей
И даже когда государство покрывает все расходы учебных заведений, ассоциации родителей продолжают существовать, в частности, в школах Кишинёва. Исследование Института общественных политик показывает, что суммы, которые платят родители, разнятся в зависимости от местоположения и «престижа» учебного заведения. Отчёт показывает, что в сельской местности платежи, осуществляемые родителями, являются самыми низкими — 30–150 леев в год; в районных центрах платежи — около 100–150 леев в год; а в муниципиях Кишинёв и Бельцах платежи самые высокие по стране — от 100 до 250 леев в месяц, или 1200-3000 леев в год. Таким образом, на каждый лей, потраченный государством для начального и среднего образования, родители оплачивают ещё один лей, об этом свидетельствуют данные опроса.
Исследование показывает, что только каждый третий родитель знает в той или иной степени, как расходуются средства, которые они платят в школе. Что касается педагогических кадров, то тех, кто знает, как расходуются деньги от родителей, в два раза больше. Текст, фото, видео информационное агентство New Project Media