Dnestr.TV

 
0

Какие наши годы


Какие наши годы


С утра баба Мотря решила заняться огородом. После обильных дождей в рост пошли сорняки. Все соседи уже успели навести порядок на своих участках, а она, как ни просила своего племянника помочь ей в этом деле, никак не могла его дождаться. То у него работа, то - куда-то едет. Молодежь, у них другие интересы.
- И вообще, -как-то раз он ей говорил, - если надо я куплю эти помидоры и огурцы и не буду париться!
Не любят сейчас молодые работать. А она всю жизнь с утра до вечера, не разгибая спины, трудилась. Чего только не пережила! И мужа на войне потеряла, оставшись одна с тремя детьми, и по закону о трех колосках в ссылку попала, аж в самую сибирскую глухомань. И ведь кто на нее донес, когда с поля возвращалась - двоюродный брат! Знал ведь, что дети с голоду пухнут и все равно донес. А потом, там, в лесах на работе она и встретила своего второго мужа. До конца его жизни с ним вместе и шла. Спустя годы узнала, что ее первый похоронен в Польше. Так и не удалось съездить на могилку, помянуть.
Почему-то вспомнилась корова-пеструшка, которая выручала всю семью в те сложные годы. Если бы не она, то не знала бы как выжили. А вот и жизнь на излете, а работать все равно надо. Это как бы стало ее вторым "я" - без работы она себя уже не представляла. Какие там годы: в свои 87 лет Мотря была еще на ногах и в здравом уме. Да еще могла и с соседками по улице пропустить по стаканчику вина в праздники.
Каждый день она с утра до вечера находила себе занятия по домашнему хозяйству. Иначе не могла.
Мотря завязала на голове платок, одела свои излюбленные сапоги для огорода и вышла во двор.


* * *

Сосед Мотри Василий проснулся рано и после небольшого чаепития вышел во двор. Алая полоска утреннего заката уже теряла свои краски. День вступал в права. Солнце все сильнее ощущалось и еще немного - пару часиков, и зной затопит всех. С каждым летом Василий ощущал, что погода меняется не в лучшую сторону, на что реагировали его больные суставы. Пройдясь по двору, он поздоровался через забор с Мотрей, которая уже махала тяпкой в огороде.
- Вот неугомонная старуха, -подумал Василий, - ни минуты покоя.
Сосед бабы Мотри человеком был странным. Судьба мотала его по различным городам и весям, пока однажды он не осел в Молдавии. Пережив безропотную жену, череду правителей и властей, он научился быть замкнутым, не делиться своими мыслями ни с кем, полагаться только на себя.
Еще вчера он себя озадачил поездкой на базар. Надо брызгать виноград, да кое-какие продукты купить. Поэтому, долго не заморачиваясь, выгнал из гаража свои старенькие "Жигули" и выехал в город.

Когда он вернулся, ничего особенного на улице не происходило. Также кошки прыгали через заборы, лаяли собаки на проходящих мимо людей и особенно яростно отмечали лаем своих вольных сородичей. Одну такую гулящую собаку Василий погнал вдоль по улице, прикрикнув на нее и топнув ногой для острастки.
Уже к обеду он вновь вышел во двор и обратил внимание, что через заборную сетку "рабица" не видно соседки. Приглядевшись, увидел тело, лежащее в огороде, рядом валялась тяпка.
Постояв, подумав, он развернулся... и пошел обратно в дом. Надо было готовить своей живности еду. А Мотря.... - он здесь не при чем. Его жизнь научила не вмешиваться в чужие дела, даже в таких случаях.


* * *

Всю дорогу Нюшу не покидали дурные предчувствия. Позвонила соседка и сообщила, что ее баба Мотря, мол, лежит в огороде, а они не могут зайти к ней во двор и выяснить в чем дело. Когда она открыла двери своим ключом, тут же бросилась во двор. Мотря в своем платке и синем, любимом сарафане лежала на земле, будто спала.
- Ой! - вскрикнула Нюша и побежала звонить в скорую...

...Что же вы так долго нас не вызывали, -выговаривала врач скорой Нюше, - она пролежала минимум часа четыре на солнцепеке. Теперь и не знаем чем это закончится. Пульс практически не прощупывается, видимо удар. Везем в больницу.
И скорая, включив сирену, рванула вдоль по улице.

В приемном отделении больницы врачи констатировали, что пульс исчез, а глаза не реагировали на источник света.
- Отмаялась бабка! - подвел итог один из участников медицинского совещания, и, махнув рукой, подвел черту - в морг!


Когда племянница Мотри Нюша появилась в больнице, ей сообщили, что искать поступившую бабушку надо не в палатах, а в морге. Да и что вы хотели, говорили врачи - возраст!
Морг был расположен на самом отшибе во дворе больницы. Нюшу встретил огромного роста, ну метра два, не меньше, врач-патологоанатом.
- Да, такая поступала, лежит у меня в холодной, -почти механически ответил он на вопрос племянницы Мотри, - будем готовить к выдаче.
Оформив все необходимые формальности Нюша уехала из больницы, дел было много: надо успеть и в ЗАГС за свидетельством о смерти, и в собес, и оповестить всю немногочисленную родню, и надеть траурную одежду...


* * *

Семен работал в морге не первый день. Покойники лучше живых людей - они не беспокоят тебя своими болячками, и уже не выпытывают с надеждой, как ты их будешь лечить. Им уже все равно.
За время работы он стал здесь не столько циником, сколько философом. Каждый день в морг привозили несколько трупов. Молодые, старые, красивые, не красивые - всех равняла смерть. В последнее время привозить клиентов стали чаще. Покойницкая была все время забита телами. Жаль, конечно, если человек погиб в аварии, к примеру. А вот бабка, которую недавно привезли, 87 лет! Это ж сколько она видала, перевидала - тяжело даже представить.
Семен подошел к телу, лежавшем на столе, и обратил внимание на руки: мозолистые, натруженные руки, с высохшей бледной кожей. Взял из корзины ее погребальную одежду, которую принесла племянница усопшей, и стал разбираться, что к чему.
Теперь надо обмыть тело. Он намочил губку в воде и провел по коже. В это момент бабка открыла глаза и одним движением поднялась на столе. Вращая головой по сторонам, в этом лишенном ярком света помещении, с разметавшимися выцветшими от времени серыми непричесанными волосами, голая она представляла собой жуткое зрелище.
- Что со мной? -прохрипела - произнесла она своим голосом, - и протянула руки к Семену, который от неожиданности впал в состояние столбняка.
- Ничего, - ответил врач, и рухнул на пол морга без чувств.

* * *

Когда Нюша приехала в морг, ей рекомендовали обратиться в приемное отделение. Там ей сообщили, что бабушка чудесным образом воскресла и лежит вместе с врачом из морга в реанимации. Врачи оценивали ее состояние уже как не опасное, чего нельзя было сказать про потерявшего сознание и не приходившего до сих пор в себя врача.
Идите домой! -посоветовали ей в больнице, -через парочку дней переведем вашу бабу Мотрю в палату, - рано ей еще туда наверх...

И действительно, - подумала Нюша, шагая к автобусной остановке, -какие ее годы ведь в 87 лет жизнь после такого приключения, только начинается - тяпка-то осталась лежать в огороде.
Григорий Воловой

Обсуждения ВКонтакте:

 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

Новая Волна 89,3FM