Dnestr.TV

 
0

Проблема Котовского: правнучка комкора просит отдать ей останки знаменитого родственника

Проблема Котовского: правнучка комкора просит отдать ей останки знаменитого родственника
Тело большевистского военачальника Григория Котовского по-прежнему остается в мавзолее в городе Подольске, до декоммунизации носившем его имя, несмотря на решение местного совета о перезахоронении. «Думская» неоднократно писала об этой проблеме. Муниципалитет утверждает, что без разрешения родственников не может предать комкора земле. Между тем закон «О погребении и похоронном деле» в данном случае никакими особыми правами потомков покойного не наделяет.

Судя по всему, чиновники просто придумали удобное оправдание, чтобы ничего не делать. На самом же деле, они жалеют денег и не хотят привлекать к своим персонам излишнее внимание со стороны всяких экзальтированных личностей с левой и правой сторон политического спектра.

Как бы то ни было, недавно эта история получила неожиданное продолжение. Какое, расскажет специальный корреспондент Дмитрий Жогов.

Проблема Котовского: правнучка комкора просит отдать ей останки знаменитого родственника

«Чепок». Так магазинчик прозвали местные: в районе в основном живут бывшие военные, которые и окрестили «точку» в честь солдатских чайных.
«Чепок» желтеет, затертый между многоэтажками, и кажется, что он неконкурентоспособен. Вон супермаркетов сколько! А поди ж ты, заходит в него народ. То в «Таврии» длинная очередь, то минеральную воду не завезли, да и постоять рядом с кассой и погутарить о том о сем в супермаркете не получится. А в «чепке» две продавщицы-болтушки, которые знают обо всех новостях в районе. Кто подрался, кто напился, у кого свадьба, кого обворовали. Им можно припасть на уши, продавщицы вас с удовольствием выслушают.

Когда этой весной Одессу занесло снегом, завьюжило, они, бедные, и ночевали в «чепке». Несколько суток там жили. Под прилавком спали. С лица потемнели. Измучились.
Я когда забежал в магазинчик за какой-то мелочью, то изумился их измочаленному виду.
- Отмечали 8 марта? – спрашиваю.
- Та яке там! — раздраженно махнула одна рукой и заговорила на суржике. — Отметишь, як же. Тут і додому не доберешся!
- А чего домой-то не пошли?
- Далеко йти! У Котовськ!

Выяснилось, что и эти продавщицы, и их сменщицы живут в Подольске, который упрямо называют Котовском.
Я был в этом городке на севере Одесской области всего раз. Год назад. Поразил мавзолей Котовского, который находится как раз в центральном парке. Он огорожен покосившимся шиферным забором, за которым видна заросшая сорняками площадка со стелой.

За забор народ кидает всякий сор, и потому выглядит мавзолей, как мусорная свалка. На все это с легкой усмешкой смотрит сам бессарабский Робин Гуд: его пошарпанный бюст все еще находится в нише стелы. Вход в склеп похож на вход в пункт приема стеклотары: весь низ железной двери с облупленной краской разъеден ржавчиной.

- А Григорий Иванович все лежит у вас неприкаянный? – интересуюсь у продавщиц.

Дамы оживились:
- Так його спеціально не ховають! Гроші ж на нього дають з бюджету! Вот они и пилят! Ось він і лежить за забором! По ньому там в гробу щури бігають. А народ в Котовську і не знає, що він там є! Думають, поховали давно!
- А вы сами как к нему относитесь?
- К Котовському? А як относимся? Як до історії. За щастя людей боровся. Щоб ми по три дні в магазині не сиділи! Хотя, конечно, бандюган був! У него и татуировки на веках были: «Не буди — убью!». Він начебто цього…эээ. Теперішнього, що в Одесі верховодить (тут продавщица называет имя известного одесского общественного деятеля с уголовными замашками).
- Да какой там! — перебивает другая. – Этот грыжу сосет перед Котовским. Тот и банки грабил, и конница у него была. И потом в Оперный заходил с наганом и всем командовал, которые в зале: «Слазь, приехали, я Котовский! И все драгоценности быстро сдавали».

А в детстве нас пионеров в мавзолей к нему водили! Всесоюзная личность!
Выслушав словоохотливых подолянок-котовчанок, я убедился в том, что народ относится к бессарабскому Робину Гуду с пиететом, в котором намешаны сложные чувства. Вроде тех, которые испытываешь, проходя возле могилы Карабаса на Втором Христианском, вкупе с октябрятскими и пионерскими ностальгическими воспоминаниями и народным фольклором. Многим людям, родившимся в городе под названием Котовск, трудно принять новую картину мира, лишенную великого и непогрешимого образа бессарабского Робин Гуда.

Проблема Котовского: правнучка комкора просит отдать ей останки знаменитого родственника

КОСТИ КОТОВСКОГО НА АУКЦИОНЕ
Журналист Мария Ковалева – одна из последних, кто видел прах Котовского. И сняла об этом репортаж. Запомнилось разбитое стекло в смотровом окошке в гробу. Череп со съехавшей набок челюстью. Нечистый, запакощенный склеп. Ей подумалось: будь он трижды спорной личностью и даже закоренелым бандитом, как о нем рассказывают, но такого быть не должно!

- Мэрия Подольска выделяет деньги на содержание памятника и склепа Котовского, — рассказывает Мария. — Точную сумму они в бюджете не прописывают, потому что есть балансодержатель, которому выдают бюджет на все объекты культурного наследия и он сам распределяет средства. На данный момент это не мавзолей, это склеп. Там нет забальзамированного тела, только скелетированные останки. Череп вскрыт ровно, а значит, была полная судмедэкспертиза с изъятием мозга и установлением причины смерти. Только если это кости Котовского. Проникнуть в склеп легко, там вообще никакой защиты, болт и гайка. Я думаю, чьи бы это кости ни были, хватит тех десятков подростковых вандально-пьяных вечеринок на костях. Подростки туда ходят, чтобы просто посмотреть то тайное место, которое все скрывают, для них это местная «Ведьма из Блэр» или «Секретные материалы». Нужно по-человечески захоронить. Но в мэрии Подольска говорят, что родственникам запросы писали, а те якобы отказываются от ДНК-экспертизы и перезахоронения.

Честно говоря, я даже зашел на украинские интернет-аукционы, чтобы выяснить, не продают ли там останки Котовского. А чего, отвинтил гайку и забирай скелет красного командира!

Оказалось, догадки частично верные. На аукционе продают, судя по описанию, вещи и фотографии из музея Котовского. Причем их активно покупают. То есть идея с похищением и последующей продажей праха не так уж безумна. Тем паче, что прецеденты были. Продавали и продают вещи с затонувшего теплохода «Адмирал Нахимов», из братских могил времен войны, из скифских курганов, а также редкие библиотечные книги из государственных фондов.
А тут болт с гайкой открутил и…

ОТДАЙТЕ ПРАХ ПРАДЕДА!
Взяли меня сомнения, а действительно ли такие потомки попались, которые избегают признавать родство с Котовским и не хотят его хоронить? Сын комкора, известный востоковед Григорий Григорьевич Котовский, умер в 2001 году. У него осталась дочь, тоже востоковед, Мария Григорьевна Котовская. Редакция «Думской» несколько раз пыталась с ней связаться, но по каким-то причинам женщина не захотела разговаривать с украинским изданием. Казалось бы, правы в мэрии… Но я решил предпринять еще одну попытку. Навел некоторые справки, и вот я уже разговариваю по телефону с Галиной Всеволодовной Филатовой, двоюродной правнучкой Григория Ивановича. Понадобился всего один день, чтобы ее разыскать.

- Как это он (о мэре Котовска Анатолии Иванове, — Ред.) не может меня найти? Мы живем в мире высоких технологий! Да, у нас запретили Telegram, но есть масса других вариантов! Мне смешно! Хотел бы, нашел бы!
- Вы гордитесь своим прадедом?
- Я более чем горжусь. То, что я живу на этом свете, я обязана тому, что Григорий Иванович смог спасти своего брата Михаила.

Семейное предание гласит, что Котовский, предчувствуя сталинские репрессии (сам он погиб в 1925 году, когда Сталин уже разгромил Троцкого и стал практически полновластным диктатором), не стал ждать, пока за ним и за его семьей придут, разыграл ссору с братом и отправил его вместе с женой и детьми восвояси. А сам остался ждать неизбежного. Его и убили. Это, повторюсь, семейная легенда. Впрочем, Котовский действительно погиб при весьма странных обстоятельствах, почти одновременно с наркомвоенмором Фрунзе и правой рукой Троцкого Склянским.

- Я не могу его не любить! – продолжает Галина Всеволодовна. — Я им просто восхищаюсь! Он был живой человек. Бабник, да.
- А в жизни помогало родство с Котовским?
- Я вас умоляю. Мой супруг узнал то, что я имею отношение к Котовскому, на десятом году брака.

Галина увидела в книжном магазине книгу, в которой автор высказывал неправдивые, по ее мнению, сведения о Котовском, и «взбесилась». Пришла домой и разразилась гневной тирадой о «фальсификаторах и фантазерах». Тогда-то муж и узнал о ее родстве с революционером.
- Галина Всеволодовна, почему вы не отзываетесь на призывы мэра города Подольска и не забираете прах своего прадеда?
- Он, получается, мой двоюродный прадед… Вы знаете, я неоднократно обращалась к украинским властям с просьбой о перезахоронении Григория Ивановича. Ответа я не получила. Вернее, Министерство культуры Украины ответило, что данный вопрос должен быть решен местной властью. А мэр Котовска молчит, как партизан. Я понимаю, что страны друг от друга отвернулись, но я не понимаю, зачем нужно так мелочно мстить. Зачем это надо делать с костями великого человека? Тем более, родного мне.

Ну, не нужен он Украине. Ну, закрыли вы музей. Ну, переименовали город. Так отдайте его! Отдайте туда, где за ним будут ухаживать, где его уважают. И детям что-то хорошее о нем расскажут. По сути, речь идет не о России или Украине, а об уважении к человеку. К его праху.

Между прочим в ЭТОМ городе (Галина Всеволодовна избегает произносить название Подольск, — Ред.) и в этом районе Котовский в свое время расселил свою дивизию. Когда Гражданская война закончилась. И там живет куча людей, которые являются потомками его солдат. Которых он там поселил и сделал так, что они прокормились, переженились и нарожали детей. Выжили после войны. У него светлая голова была. Молчание руководителя города мне не очень понятно. Он же им не нужен.

- Вы были когда-то в Подольске? Приезжали к мавзолею?
- Бабушка моя ездила ухаживать за могилой. Почему-то прямым потомкам (сыну, приемной дочери и внучке, — Ред.) он был не очень интересен. Тем нашим кровным родственникам, которые жили в Киеве, тоже нет, а вот бабушке из Москвы позволяли средства к нему ездить. У нее в Союзе была повышенная пенсия 132 рубля. Но тащить кого-то с собой уже было нереально. А потом, когда я уже стала взрослой, выучила своих детей и получила некую мобильность, то мы уже были в разных странах.
- Скажите, вы готовы пройти генетическую экспертизу, чтобы можно было удостовериться, что это прах вашего прадеда? Ведь есть серьезные основания полагать, что после уничтожения румынами первого мавзолея останки были утеряны, а после войны, когда строили новый склеп, туда положили тело другого человека.
- Да легко. Но надо понимать, что я четвертое колено. У нас общий с Григорием Ивановичем прапрадед. А можно у вас попросить… Вот закрыли музей. А куда все делось? Архивы, фонды? Дело в том, что дедушка мой писал мемуары. Тогда компьютеров не было. Он сидел за пишущей машинкой. Он, на самом деле, не любил своего дядю (Котовского), но считал, что память должна сохраниться. И бабушка отвезла воспоминания о нем (еще при СССР) в Котовск. У нас, конечно же, ничего не осталось. А для меня это реликвия. Если музей закрыли, то, может, они вернут эту рукопись?

После безуспешных попыток получить ответ от мэрии Подольска Галина Филатова написала открытое письмо губернатору Одесской области. Вот оно.

Проблема Котовского: правнучка комкора просит отдать ей останки знаменитого родственника

Понятно, что в связи с перезахоронением праха Котовского возникнет несколько неприятных проблем. Как только останки Котовского пересекут границу… Можно себе представить, что произойдет. Его встретят со всеми воинскими почестями. Будут маршировать солдаты, высоко задирая ноги в начищенных сапогах и взмахивая руками в белых перчатках. Высокое начальство будет утирать сухие глаза и произносить речи о «бандеровцах», которые распродали мавзолей великого человека и надругались над его останками…

С другой стороны, оставлять все как есть тоже нельзя. Прах покойного находится в безобразном состоянии, его систематически оскверняют. А мэр Подольска просто самоустранился от решения проблемы. Он и сам перезахоранивать останки не хочет, и с родственниками Котовского не контактирует.

По словам Галины Филатовой, мэр российского города Котовска выразил желание поучаствовать в транспортировке и перезахоронении останков.

В любом случае мы надеемся на ответ губернатора. Редакция готова предоставить телефон Галины Филатовой. На наш взгляд, тело должно быть отдано родственникам. Тем более, что большинство жителей Подольска «думають, що його давно поховали!».
Источник

Обсуждения ВКонтакте:

 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

Новая Волна 89,3FM