Он предупреждал нас о сближении государства и большого бизнеса... и призывал присматривать за СМИ Что вы думаете о тесных связях государства и крупных корпораций? Нравится ли вам, что Google предоставил Китаю тайный доступ к своему сервису? А как насчет того, что Facebook предоставил личные данные пользователей компании, которая создает системы для влияния на избирателей? Маркс и Энгельс предсказывали это еще в XIX веке.
Конечно, они не пользовались социальными сетями, однако, как отмечает профессор криминологии Университета Буэнос-Айреса Валерия Вег Вайс, они были первыми, кто определил подобные угрозы и проанализировал их. "Они тщательно исследовали связи, существовавшие в то время между правительствами, банками, бизнесом и ключевыми игроками колониальной системы. И так они добрались аж до XV века", - говорит Вег Вайс.
Маркс предупреждал, что пресса может оказывать влияние на общество Какой же они делают вывод? Если практика (пусть и порочная) доказывала свою эффективность для бизнеса и для государства - например, рабство как толчок к дальнейшему развитию колоний, - то закон будет защищать ее, отмечает Вег Вайс.
Проницательные взгляды Маркса на силу прессы тоже остаются удивительно актуальными и в XXI веке. "Маркс осознавал важность прессы, когда дело касалось влияния на общественное мнение. Сегодня мы говорим о фейковых новостях, медиаскандалах... но Маркс все это уже понимал", - подчеркивает Вег Вайс.
"Он изучал статьи, которые публиковались в то время, и пришел к выводу: мелкие преступления и криминальные случаи с участием бедняков слишком преувеличивались, в то время как криминал с участием "белых воротничков" и политические скандалы, напротив, умалчивались", - говорит Вег Вайс. Пресса также была действенным инструментом для разделения общества.
"Там говорилось, что ирландцы крадут рабочие места у англичан, черных настраивали против белых, мужчин против женщин, иммигрантов против местных... в то время как бедные слои населения боролись друг с другом, богатые продолжали спокойно жить своей жизнью", - добавляет она.