Парламентарии рассмотрели в первом чтении новый для республики законопроект «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости», который прописывает механизм привлечения денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве. Это делается, понятное дело, для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки жилищный вопрос, запустить строительный комплекс если не на полную, то хотя бы «половинную» мощность, что потянет за собой создание новых рабочих мест и загруженность смежных со строительством отраслей и т.д. Вести государственное строительство у страны нет возможности, поэтому решили позаимствовать опыт соседей и России, где жилищное строительство, основанное на долевом участии граждан, достаточно развито. Но вместе с ним развито и мошенничество на этой почве – ту же Россию не первый год сотрясают «жилищные скандалы». Строительные организации «кинули» не одну тысячу граждан, вложивших средства в строительство жилья: те остались и без средств, и без собственного угла. Размах строительного «кидалова» (прошу прощения за сленг) достиг такого размаха, что власть, уставшая от непрекращающихся разборок между дольщиками и застройщиками, предпочла просто отменить аналогичный закон.
Мы же его собираемся принимать, поэтому депутаты интересовались у заместителя министра экономического развития Ивана Унту, представлявшего законодательную инициативу на пленарном заседании, учли ли мы печальный российский опыт, или просто скопировали их закон вместе с его проблемами, непрописанностью защитных механизмов дольщиков.
Зам.министра уверял, что учли, и объяснял, что Россия отменила «старый» закон, теперь принимает новый, депутаты же – сомневались: так мы с каким законом гармонизируемся – старым, новым, будет ли участвовать государство в долевом строительстве хотя бы как гарант прозрачности правоотношений, связанных с привлечением частных средств, каким образом будут формироваться доли и т.д.
Депутат Андрей Сипченко настойчиво переспрашивал, будет ли государство «вписываться» в жилищное строительство, чем вызвал раздражение у спикера Александра Щербы: «это не принципиально». Сипченко не согласился, тогда Щерба был вынужден ответить в том духе, что государство участвовать в строительстве ни в качестве гаранта, ни в качестве «давателя» денег, ни в каком другом качестве не будет, деньги будут только граждан и юридических лиц. Сипченко не отставал: «а кто будет отвечать, если дом начнет валиться?» ( в скобках заметим, что у нас в республике такие прецеденты уже были).
Собственно, этот вопрос надо было бы адресовать авторам законодательной инициативы, но за них ответил спикер, честно признавшись, что он не знает, кто будет отвечать, но, по логике и по его мнению, должен тот, кто подпишет акт ввода дома в эксплуатацию (будет ли это уголовная, административная ответственность – покажет время и размер строительного «крушения»).
Депутаты еще немного поспорили о менее принципиальных, но не менее важных моментах законопроекта (кто такой застройщик, кто - заказчик, каким образом они будут одновременно привлекать денежные средства дольщика, каким образом и с каким конкретно юридическим лицом (заказчиком либо застройщиком) дольщик будет разрешать конфликтные ситуации в случае их возникновения), но в целом согласились с проектом, наказав его авторам учесть все замечания и предложения.
«Наказ», действительно, необходимый – во-первых, в этом вопросе мы не должны наступать на уже заботливо расставленные грабли (ну давайте хоть раз поучимся на чужих ошибках), во-вторых, государство, если уж не будет участвовать в строительном процессе, то хоть обязано обеспечить законодательные гарантии для дольщиков и невозможность их обмана, обеспечить строгое соблюдение закона в этой части. Потенциальные застройщики уже сейчас – на стадии обсуждения законопроекта – должны отбросить всякие нехорошие мысли о том, что его можно будет обойти, «порешать вопрос с нужными людьми» и надуть дольщиков. Если закон оставит им хоть одну лазейку и надежду на подобное возможное развитие ситуации, то лучше не принимайте его вообще. Чтобы потом не упасть в глазах народа ниже плинтуса. Иван Загоруйко