На состоявшемся недавно заседании правительства присутствовавший в его работе президент Вадим Красносельский потребовал от нашего «кабмина» в ближайшие две недели представить свои предложения и «наброски» для выработки программы развития страны на 2019-2026 годы. «Мы должны понимать, куда движется республика и чего хочет достичь по разным направлениям, - обрисовал он цели и задачи потенциальной «Стратегии-19-26». По его словам, ее основой должны стать политическая стабильность, экономическая самодостаточность и социальная справедливость.
«Сейчас мы наблюдаем в республике экономический рост. У нас есть хорошая перспектива, и она должна быть выражена в программном документе», - был, как обычно, оптимистичен глава республики. По его словам, полтора года назад, сразу после выборов, о таком документе «было просто невозможно говорить и думать, поскольку фактически полтора года мы жили по программе реанимации и выживания ПМР». Сейчас, надо понимать, с «тяжелым наследием прошлого» покончено, все серые схемы ликвидированы, все, кто должен, посажен, и перед Приднестровьем, наконец, открылась светлая, радужная, перспективная панорама.
Возможно, я излишне ироничен, но, наверное, могу, как и тысячи приднестровцев, основываясь на нашем 27-летнем далеко не безоблачном опыте, позволить себе некоторую иронию. Таких «Стратегий» на нашей памяти было не счесть – и Смирнов, и Шевчук, и кандидат в президенты Каминский (может, кто помнит еще такого?) обещали нам и «маленькую Швейцарию», и экономический прорыв, и светлое будущее, и самодостаточность, и много чего красивого, но, увы, так и не реализованного (про отдельных представителей элиты, таки сотворивших для себя настоящую Швейцарию, речь не идет). Нынешняя команда профессионалов (это слово «не кавычу», ибо еще, пожалуй, есть надежда, что они таковыми станут) идет по проторенному их предшественниками пути, убаюкивая собственных граждан обещаниями, что «мы – то точно все сделаем».
Казалось бы, полтора года у власти, наполненных тяжелой «пахотой» и борьбой с «наследием шевчукизма», должны были бы развеять предвыборный, романтично-оптимистичный флер, ан нет. Оно и понятно – народ, что та женщина, любит ушами. Как нам сладостны и приятны речи о 15 тысячах новых рабочих мест, о проявляемом иностранными послами инвестиционном интересе к Приднестровью (пока даже не инвесторами, а просто послами), о необходимости соблюдения социальной справедливости, заботе о народе, который является, цитирую президента, «самой главной ценностью республики», и председателя Верховного Совета А.Щербу, «истинным носителем власти» (или как там он сказал про нас, рядовых, на сессии?).
Но, увы, вся эта «приятность» разбивается о реалии. Маяковский говорил, что лодка любви разбивается о быт, а у нас надежды – о повседневную нашу жизнь. Не от нее ли народ «валит» из республики, образовывая в Питере, Москве свое маленькое Приднестровье (наших там уже столько, что вполне можно создать из них район-республику), так и не дождавшись на протяжении 27 лет на родине ни рабочих мест, ни социальной справедливости, ни достойной зарплаты, ни доступного жилья.
На этом фоне и в контексте последних событий, взрывающих общество и Интернет, как-то особенно выглядят намерения властей развивать «третье направление «Стратегии», подразумевающее соблюдение социальной справедливости. «Здесь важным будет продолжение реализуемого уже сейчас направления - соблюдение прав гражданина республики, повышение заработных плат и пенсий», - пояснил его суть президент.
В контексте последних событий мне как-то даже неловко спрашивать, что нынешняя власть подразумевает под понятием «соблюдение прав гражданина»…
Впрочем, также неловко спрашивать и про то, как мы собираемся «реанимировать проект АНО «Евразийская интеграция», где одним из направлений станет строительство доступного жилья для граждан Приднестровья» (такими планами делились на правительстве - прим. ред.) и привлекать российских инвесторов. Это после того, как мы последние несколько недель ведем массированную телевизионно-информационную атаку на АНО, строившую в республике больницы, школы, детсады, обвиняя ее во всех смертных грехах, создании фирм-прокладок, серых схем и т.д. (ничего не напоминает?). Вся эта истерия в госСМИ по поводу «Евразийской интеграции» напоминает мне «пинание» больного льва – Рогозина, «виновника», по мнению нынешних, всех наших неудачных московских вояжей и «денежных просилок», в новом российском правительстве более нет, поэтому можно и за усы подёргать. Но если мы такие смелые и отчаянные, то чего раньше –то не дергали?
Или как «заманивать» российских инвесторов, когда мы сегодня, «обидевшись» на Москву, что перестала нас «кормить» и давать денег, демонстративно развиваем европейское направление, заигрываем с представителями Международного валютного фонда, заверяя их, что «их рекомендации для нас особенно ценны» (как они «рекомендуют», можно проследить по многим бедным странам Европы, вступившим в ЕС, по той же Украине).
Слов нет, нам, маленьким и бедным, сегодня надо дружить, как сказал президент, «с теми, где выгодно», но и «ссориться» с Россией, демонстрируя якобы нашу самостоятельность, шантажируя ее «заигрываниями» с Евросоюзом, игнорируя ее рекомендации и показывая ей наше «фе» - «смерти подобно», как говаривал в свое время Владимир Ульянов. Мы сидим на таком толстом газовом крючке, что, «покажи Россия мощь» всей нашей республики, с ее «холопами, бабами, борзыми щенками» не хватит расплатиться («должок» Приднестровья за газ составляет 6 млрд. долл., сегодня, правда, он «висит» на Молдове, но, при желании, ведь можно и «перевесить»?).
Лично меня смущает и тот «кавалерийский наскок», с которым правительству поручено приступить к разработке «Стратегии-19-26»: что путного и эффективного можно «наваять» за две недели или даже за два месяца (к началу сентября программа развития на восемь лет должна быть готова в окончательном варианте)? Стратегии целыми институтами пишут, и не один месяц над ними ученые головы корпят, а мы тут раз, два, и «состряпали»… За эти полтора года, параллельно с устранением «шевчуковского наследия», вполне можно было, не спеша и обстоятельно, работать над ее составлением. Хотя, видимо, «наследие» было таким тяжелым, что, вполне возможно, не до стратегий было…
Подытоживая разговор, хотел бы сказать, что я всеми фибрами души за то, чтобы «Стратегия» не только «написалась», но и заработала, и Приднестровье, наконец-то, перешло к развитию. Мы его заслужили хотя бы своей 27-летней жизнью в непризнанности. Но, в отличие от президента, мой превалирующий над оптимизмом пессимизм подленько «нашептывает», что и эта «Стратегия» может стать очередной, нереализованной «бумажкой». Очень надеюсь ошибиться. Иван Загоруйко