Как правительство боролось с «наследием прошлого», серыми схемами и кризисом Премьер Мартынов отчитался о проделанной работе за прошлый год
На состоявшемся в среду пленарном заседании Верховного Совета депутаты заслушали отчет правительства о проделанной в прошлом году работе, а уж после доклада «мучали» премьера Мартынова вопросами о том, как мы дальше будем жить, как будет исполняться бюджет, какие реформы нам предстоит пережить, какова ситуация на «пенсионном фронте» и в пенсионном фонде, сколько приднестровских пенсионеров перешли на российскую пенсию, каков эффект этого «перехода», наконец, что будем делать с медициной и «социалкой», миграцией и демографической ситуацией.
В принципе, это те вопросы, которые волнуют практически всех приднестровцев, поскольку от ответов на эти вопросы зависит их уровень жизни. И послушать ответы из уст премьера было бы интересно, но камеры прямой трансляции из зала заседаний опять «молчали» - третью сессию подряд народу отказывают в получении информации. Ну, первые две сессии не транслировали по причине рассмотрения «вопроса Хоржана» - 6 июня с него снимали депутатскую неприкосновенность и давали согласие на привлечение к административной ответственности, 20 июня – уже на привлечение к уголовной ответственности. И, видимо, чтобы это действо не будоражило умы и сердца сторонников Хоржана, онлайн-трансляцию трусливо отключили. Почему она была отключена 27 июня при отчете Мартынова, при присутствующем президенте, можно только догадываться: либо ситуация у нас в республике такова, что народ в очередной раз решили не пугать, либо руководство Верховного Совета приняло окончательное решение прекратить прямые трансляции (официального объяснения не поступало). Днестр-ТВ уже предполагал, что гласность, прозрачность, открытость, доступность информации, о которой нынешняя власть говорила на каждом углу в период выборов, стали тяготить ее после победы, и сегодня она утрясает эти досадные для себя и не поднимающие ее рейтинга «формальности».
Итак, о чем же говорил Мартынов? О том, какое тяжелое наследство досталось новой команде после победы на выборах (расходы государства составляли более 50% ВВП; дефицит бюджета складывался в пределах 20% ВВП; расходы на заработные платы и выплаты социального характера достигли 44% ВВП), о том, как бюджет истончали серые схемы и фирмы-прокладки, насколько непрозрачно использовались бюджетные деньги и т.д. «Когда мы провели тщательный анализ ситуации в экономике и социальной сфере, то убедились, что она еще хуже, чем мы предполагали. Экономике была необходима срочная реанимация. В первые два месяца прошлого года было сложно выполнять социальные обязательства государства перед гражданами по выплатам пенсий и заработных плат. Эту задачу удалось решить», – сперва пожаловался, а потом похвастался премьер.
По его словам, благодаря слаженной работе всех органов власти, с «наследием прошлого» удалось покончить, серые схемы и фирмы-прокладки ликвидировать, и, наконец, обеспечить прозрачность по всем направлениям. По мнению Мартынова, это привело к сохранению трудовых коллективов, увеличению объемов производства, приднестровского экспорта и, соответственно, поступлений в бюджет. Кроме этого, была снижена налоговая нагрузка на предприятия, что стабилизировало ситуацию в реальном секторе экономики, разработаны дорожные карты по созданию благоприятной деловой среды, поддержки малого и среднего бизнеса, экспортеров, создан фонд капитальных вложений, разработано и принято привлекательное инвестиционное законодательство, и уже совсем скоро начнем подписывать договоры с инвесторами и они, дай Бог, хлынут в нашу республику неисчерпаемым потоком.
Мы чуть ли впервые за все годы существования республики отказались от «бюджета проедания» и перешли к бюджету развития. Государство выполняет свои социальные обязательства перед народом, выплачивая ему (народу) зарплаты и пенсии, устанавливая льготы и замораживая коммунальные платежи. Республика во все большей мере живет по средствам и, по словам Мартынова, экономический кризис преодолен, республика вышла на новую траекторию развития, открывая перед нами оптимистичные перспективы.
Вот только маленькая ложка дегтя в эту оптимистичную бочку меда – когда и народ прочувствует на себе улучшение ситуации, когда декларируемый рост экономики приведет к росту уровня его жизни, увеличению размера заработной платы (не только судей и госслужащих, а всех) и пенсии?
Не зря первый президент ПМР Игорь Смирнов, оценивая еще раньше Доклад о деятельности правительства в 2017 году на собрании первых приднестровских депутатов заявил без всяких обиняков: "Нам говорят об увеличении объемов промышленного производства в прошлом году, росте экспорта. А почему нет роста доходов населения – вот, в чем основной вопрос. Именно повышение благосостояния граждан должно быть главной задачей правительства, мерилом их усилий". Премьер в парламенте признал, что на сегодня это основной вопрос и скромно заверил, что исполнительная власть сейчас над этим работает.
Владимир Рыляков, один из первых депутатов Приднестровья, поставил под сомнение некоторые сравнения: «Почему статистика в отчете приводится в текущих ценах, а не в сопоставимых? Может быть, потому, что в текущих «смотрится» лучше? Я призываю членов правительства быть честными перед собой и перед людьми. Нужно говорить правду, какой бы горькой она ни была".
Правда - пилюля горькая. Поэтому в отчете правительства между строк читаем, что нам, как всегда, надо еще, немного подождать и затянуть пояса. Но потом обязательно станет лучше. Только боюсь, что до этого светлого будущего в нашей стране не все доживут и не все дождутся: в республике сильны чемоданные настроения, трудоспособное население выезжает за пределы ПМР на заработки, и, как правило, уже не возвращается, смертность опережает рождаемость, и мы превращаемся в страну пенсионеров. Впрочем, и премьер, и президент призвали не драматизировать ситуацию с демографическим и миграционным вопросами.
Что касается первой «составляющей», то председатель правительства, отвечая на вопрос депутата О.Василатия по этой теме, отметил, что сейчас реализуется «комплекс намеченных мер, тогда и подведем итоги, но на сегодняшний день здесь никаких подъемов или спадов не наблюдается». Президент вообще отметил, что в республику стали возвращаться приднестровцы, ранее выехавшие на ПМЖ в другие государства, правда, статистика, сколько же вернулось, а сколько выехало, не была приведена. И вообще, заметил глава республики, в прошлом году транзитных пассажиров было около 1,5 миллиона, в республике побывало (от 1 до 45 суток) более 850 тыс. человек. То, что к нам едут, хоть транзитом, это хорошо, но все-таки не стоит путать транзитных пассажиров с постоянно проживающими гражданами. Хотя, признаемся, цифирь красивая, поднимающая настроение и градус оптимизма, особенно тем, кто нашу жизнь видит из окна служебного авто.
Доклад премьера дополнили председатели парламентских комитетов – они акцентировали внимание руководителя исполнительной ветви власти на тех проблемных точках, которые не нашли отражения в его докладе. Речь шла и о слабом финансировании здравоохранения, и об увеличении числа детей из малообеспеченных семей, что говорит о низком совокупном доходе семей, и об увеличении числа безработных, и о том, что в прошлом году не было приобретено ни одной инвалидной коляски, и о проблемах с выплатой задолженности по заработной платы, и о «буксировке» административной реформы, и о необходимости реформ в сфере образования и госуправления, и так далее, и так далее.
Как оказалось, проблем у нас по всем сферам – выше крыши, и до оптимизма нам еще далеко. Ждём... Иван Загоруйко