Dnestr.TV

 
0

Без порога…

Без порога…
Принятые поправки в Избирательный кодекс отменили порог явки на всех выборах
Недавно страна имела возможность опробовать вступившие в июне этого года изменения в Избирательный кодекс – в конце октября бендерчане, слободзейцы и днестровчане «доизбирали» в местные советы своих народных избранников.

Об их результатах ЦИК на следующий день скромно отчитался, назвав лишь победителей, но не указав «победный процент», приведший их во власть. Собственно, сегодня этого уже и не требуется – принятые парламентом поправки в Избирательный кодекс отменили ПОРОГ ЯВКИ на выборах всех уровней – как в местные, Верховный Советы, так и президентских. Отныне будет неважно, сколько избирателей придет на избирательные участки и отдадут свои голоса: сегодня кандидатам в депутаты или президенты не стоит «заморачиваться» по поводу активности электората: придет или ногами проголосует. Ведь сколько-то законопослушных и активных все равно свой долг родине отдадут, а, значит, выборы состоялись. Отныне (и, судя по всему, во веки веков) они могут быть признаны несостоявшимися в случае, если победит «кандидат против всех».

Отмена порога явки явилась самым громким по сути и самым «тихим» - по «манере принятия» - новшеством избирательного законодательства, принятым парламентариями. Столь важная и, не побоюсь этого слова, «государообразующая» новелла как-то тихо прошла мимо избирателя – «отрубив» прямые трансляции из зала заседаний Верховного Совета, парламентарии лишили народ информации о принимаемых ими законопроектах, а сами, понятное дело, не спешили рассказывать о ней всему свету. Официальные СМИ, а также очень громкое и активное еще два года назад ТСВ вслед за ними тоже помалкивали, первые депутаты и «отцы республики», ведомые первым президентом, большие хуралы по обсуждению принимаемых поправок в ИК не собирали, Общеприднестровский народный форум тоже был «глух и нем». Общественная палата, если и обсуждала сей момент, то тоже очень тихо.

Конечно, столь «глухое либо тихое молчание» можно было бы принять за полный «одобрямс» всех официальных и неофициальных институтов власти, общественности и журналистского сообщества в «избирательном вопросе», но еще как-то свежи в памяти двухгодичной давности жаркие, на «пределе истерики» прения по поводу не то что снятия порога явки вообще, а лишь уменьшения его процента с 50 до 25. Как тогда все были активны!!! Как, не в пример дню сегодняшнему, громко выражали свое мнение, как настаивали на том, что Приднестровье в условиях непризнанности должно – нет, не так, обязано – сохранить порог явки как дополнительный инструмент, укрепляющий легитимность институтов власти. Спор о пороге «добрался» даже до Конституционного суда – он рассматривал принятое Верховным Советом в июне 2016 года решение о снижении порога явки на президентских выборах с 50% до 25%. Но, впрочем, производство по этому делу в ноябре того же года суд прекратил, указав, в частности, что оно неподведомственно конституционной инстанции. Одновременно суд в своем определении отметил, что «в избирательном законодательстве РФ, с которым гармонизируется приднестровское законодательство, ранее существовавший 50%-ный «порог явки» на выборах президента отменен в 2006 году». Но мы – не Россия, увы, поэтому порог явки нам был необходим для большей легитимности, чтобы у наших оппонентов не было и шанса заявлять обратное.

Надо отметить, что «вопрос порога» поднимался и во время президентства Смирнова, и в бытность Шевчука главой республики – и всегда он вызывал болезненную, неоднозначную, чувствительную реакцию в обществе. Но время – удивительная субстанция: два последних года сделали нас тихими и лишенными политической активности. Тихо приняли, тихо – «проглотили».

Принятие поправки об отмене порога явки «потонуло» в ворохе других изменений – всего было 136 поправок. Среди них, в том числе, «послабление» в работе самой Избирательной комиссии – в соответствии с новой редакцией ИК заседания ЦИК теперь будут считаться правомочными, если в них принимает участие простое большинство ее членов, а не 2/3, как ранее. Зато ужесточились требования к кандидатам с «запятнанной репутацией» - ранее не имели права баллотироваться претенденты, имеющие неснятую и непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. Теперь к этому перечню добавили еще и преступления средней тяжести (уж не под Хоржана ли эта поправочка?).

Также усложняются условия отзыва выборных лиц. Ранее за отзыв депутата, например, должно было проголосовать больше избирателей, чем проголосовавших за его избрание. Теперь добавляется еще одно требование: за отзыв, кроме того, должны высказаться более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Новый Избирательный кодекс запрещает кандидатам «поливать политической грязью» своих оппонентов во время выступления на телевидении, радио, в газетах в рамках предоставляемого гарантированного бесплатного эфирного времени и газетной площади. Кандидат не может распространять о конкуренте информацию с негативным оттенком и призывать голосовать против него. Получается, бесплатно «ругать» нельзя, за деньги – можно: в рамках оплаченного эфирного времени.
Семен Погребняк

Обсуждения ВКонтакте:

 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

Новая Волна 89,3FM