Dnestr.TV

 
0

ДНЕСТР ВПАДАЕТ В ЧЕРНОЕ МОРЕ (без видео)

Сор – из избы
Если у англичанина в шкафу хранится скелет, то у приднестровского города или села там спрятано переполненное ведро с мусором. Проблема с его сбором, вывозом и утилизацией грозит перерасти в вечную.

- Приднестровье вырабатывает в год 400-450 тысяч тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и 240-250 тысяч тонн – промышленных, - рассказал председатель бендерской НПО «Экоспектр» Иван Игнатьев. - Между тем, в республике нет полигона ТБО, отвечающего санитарным и экологическим требованиям. В Бендерах он в шесть раз переполнен, в Рыбнице – это просто карьер, где часты возгорания мусора… Более того, утилизация органических отходов происходит против всяких правил. Только в Бендерах до 30 тонн трупов животных в год свозятся на обычную свалку. А для утилизации промышленных отходов вообще нет специального полигона.

И хотя в Приднестровье давно поняли, что зарывать деньги в землю в буквальном смысле слова – слишком большая роскошь для небогатого региона, здесь все еще нет программы по грамотному управлению отходами, а вариант с мусороперерабатывающим заводом не рассматривался всерьез.
И пока вопрос решается, на улицах и вдоль Днестра появляются стихийные свалки. Мусор сваливается и в притоки нашей главной реки.
И все-таки обнадеживающие подвижки есть. Первой ласточкой в смысле нововведений можно считать Тирасполь. Конечно, для Европы они давно уже стали нормой, однако в Левобережье никто еще ничего подобного не делал.
Здесь пытаются максимально сократить количество вывозимых отходов. То, что прежде грузили в четыре машины, теперь помещается в одну. И польза двойная: сокращается расход горючего, дольше будет служить полигон. А все потому, что в Тирасполе мусор уже сортируют хотя бы в первом приближении. Городские отходы на 80 процентов состоят из материалов, которым можно дать вторую жизнь: пластик, стекло, бумага, металл… Теперь их извлекают из общей массы. Для этого тираспольское спецавтохозяйство наладило сортировочную линию и пресс-компостер. Причем эти самодельные механизмы изготовили рабочие предприятия. Ведь покупать «лицензионные» дорого и негде.
Правда, переработка мусора – это путь, усыпанный розами с острыми шипами. Металлолом принимают в десятках точек. А вот использованные бумагу, картон, стекло - лишь на трех предприятиях на все Приднестровье. К тому же, загрязненное вторсырье не берут. А каким же оно может быть, если извлечено из мусорного ведра? Вот если бы у жителей была возможность самим сортироваться отходы, складывая их в отдельные емкости…
Почти некуда сдавать пластик. Поэтому бутылки из-под пива и лимонада захламляют любое свободное пространство. Кстати, депутаты Бендерского горсовета как-то вносили предложение взимать специальный экологический налог с производителей продуктов в пластиковой таре, а деньги тратить на ее утилизацию.

Воды и рыбы не хватит
В этом году впервые тревогу по поводу утраты водного биоразнообразия забили на высшем уровне: власти Молдовы и Приднетсровья заговорили о запрете промыслового лова в Днестре. Невооруженным глазом видно: рыба в нашей общей реке исчезает.

- Красные книги далеки от реальности, - заметил исполнительный директор «Eco-TIRAS» Илья Тромбицкий. - Теперь редких видов больше, чем обычных. Исчезают, например, прежде обычные линь, чехонь. Этого не было 20 лет назад.

Действительно, с Днестром происходят необратимые изменения. Причин множество. Это и Новоднестровский гидроэнергокомплекс, который находится выше по течению на Украине. Он изменил температурный и гидрологический режимы реки.
Виновата и незаконная, но продолжающаяся при попустительстве властей добыча песка и гравия.

- На рынке строительный материал пользуется спросом, поэтому из реки извлекают песок и гравий, так называемую песчано-гравийную смесь (ПГС), - сказал декан естественно-географического факультета ПГУ Сергей Филиппенко. - Такая добыча обходится дешевле, чем в карьере, к тому же, песок уже промыт. Особенно интенсивно изъятие песка и гравия из Днестра проводилось в 1950-1988. Тогда река лишилась 73,5 миллионов кубических метров ПГС - катастрофическая цифра. А ведь песок и гравий – это колыбель для большинства речных обитателей. Именно сюда они откладывают свою икру.

Ученые напоминают, ПГС служит еще и фильтром реке, который позволяют ей самоочищаться. А стоит ли напоминать, как это важно в наших условиях, когда очистные сооружения в большинстве населенных пунктов Молдовы и Приднестровья или отсутствуют или работают плохо?

- Из 63 водоочистных сооружений в Приднестровье функционируют только 7. А в селах и вовсе ограничиваются только механической очисткой бытовых стоков, - напомнил Иван Игнатьев. – Совсем не очищаются ливневые стоки.

Между тем, многие страны уже испытывают жесточайшую нехватку чистой воды. Дефицит «голубого золота» ждет и Молдову, и Приднестровье, особенно, если учесть, что климат меняется.

- Если выйдем на уровень развития 90-го года – воды не хватит уже к середине столетия, - заверил доктор хабилитат географических наук Роман Коробов.

Оврагов много, лесов мало

Поля Молдовы и Приднестровья располосованы оврагами. Оползни ежегодно уносят десятки квадратных метров. Паводки смывают драгоценный чернозем в Днестр.
При дальнейшем потеплении осадков будет выпадать больше, но эта «добавка» придется как раз на экстремальные ливни. Они не пропитывают почву, а размывают ее.

- В Приднестровье количество эродированных земель уже 25-30 процентов, - сказал Иван Игнатьев. – Деградация земельных ресурсов продолжается.

А в Молдове 50 процентов почвы стали жертвой того же процесса. Это общая проблема для наших территорий. Вот и ответ на вечный вопрос: почему на знаменитых молдавских черноземах так низка урожайность: она на одном из последних мест в Европе.

- У нас есть Земельный кодекс, но нет земельного кадастра, - добавил Иван Игнатьев. – Лесов, которые могли бы помочь в этом случае, мало. Более того, в республике до сих пор нет концепции экологической безопасности. Неэффективное экологическое законодательство.

… Природа не признает административных границ, установленных людьми.
- Суша поделена на бассейны рек, - заметил Илья Тромбицкий.
А все реки, как известно, впадают в моря. Вот и Днестр несет свои проблемы в Черное море. И оно подает сигнал SOS – цветет: слишком много неочищенных стоков в нем оказалось. Кстати, вклад Днестра в это загрязнение в три раза выше, чем несравненно более широкого Днепра.
Участники конференции приняли резолюцию, в ней перечислены все «горячие точки» бассейна реки. Документ отправлен правительствам Приднестровья, Молдовы и Украины.
Наталия Барбиер

На снимках:
Стихийная свалка на берегу Днестра.
Бутылки: из них можно извлекать пользу, если наладить переработку пластика.
Так добывают песок и гравий на нашей реке.
Днестр, который мы можем потерять.

Обсуждения ВКонтакте:

 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

Новая Волна 89,3FM