Наталия Барбиер (Бендеры),
Наталья Силицкая (Кишинев)СтатистикаВ Молдове, по состоянию на октябрь 2013 года, было 6666 заключенных и лиц, содержащихся под стражей до суда. Из них 4430 составляли заключенные тюрем и 2236 – лица, содержащиеся в следственных изоляторах. В тюрьмах отбывали наказание 19 несовершеннолетних. В Пенитенциарном учреждении для женщин в селе Руска содержалось 286 женщин. Максимальная вместимость тюрем составляла 5507 человек, а максимальная вместимость следственных изоляторов – 2337 человек. При этом ВИЧ-инфицированы около 1,8% (более 150 человек). Более, чем 300 случаев заболевания туберкулезом и почти 200 рецидивов туберкулёза легких, 25 из них - ВИЧ-инфицированные.
Информация о пенитенциарных учреждениях в Приднестровье закрыта, поэтому авторам пришлось опираться на неофициальные данные.
Сейчас в учреждениях исполнения наказаний (УИН) и следственных изоляторах (СИЗО) содержится около 3000 заключенных. Приблизительно 75 из них больны туберкулезом, у 170 диагностирован ВИЧ/СПИД.
Палочке Коха «нравится» в тюрьме39-летний заключенный скончался в тираспольской больнице, отсидев чуть больше года из положенных ему по приговору семи лет. Мужчина страдал туберкулезом.
Обычная история, как для Молдовы, так и для Приднестровья. Даже на воле заболеваемость выше 50 случаев на 100 тысяч населения, считается эпидемией. Что тогда говорить о местах не столь отдаленных с их «плотностью населения»?
Тесное непроветриваемое помещение – идеальная среда для распространения палочки Коха. Неудивительно, что фтизиатры относят к группе риска людей, освободившихся из мест заключения. Один больной туберкулезом способен за год заразить 10-15 здоровых людей.
Интересно, что у инфицированных ВИЧ выше, чему у обычного человека, вероятность заболеть и туберкулезом - в 20 раз. Поэтому в тюрьмах Молдовы часто можно встретить сочетанную инфекцию, говорят медики. Сам по себе туберкулез приводит к умеренно выраженному иммунодефициту. У носителей ВИЧ туберкулез еще усиливает иммунодефицит, связанный с ВИЧ, и облегчает прогрессирование других опасных инфекций. Правда, точные цифры таких больных именно в молдавских тюрьмах нам не удалось получить. Известно лишь, что из 7466 носителей ВИЧ-инфекции по стране в целом туберкулез обнаружен у 2411 человек и у 904 – в активной форме. В 2013 году новых случаев туберкулеза среди ВИЧ0инфицированных – 42. Самый высокий процент заболевших туберкулезом в Бельцах – 18,9%. ВИЧ в сочетании с туберкулезом — неминуемая смерть! Такие больные обречены, говорят специалисты.
В специальном докладе ООН о правах человека в Молдове указывается, что помимо коррупции, главным нарушением продолжает остаться нарушение прав заключенных в пенитенциарных учреждениях нашей республики, тяжелые условия их содержания, переполненность тюрем, которая приводит к росту числа различных опасных заболеваний у лишенных свободы.
Главный эксперт по правам человека ООН Томас Хаммамберг, посещавший около двух лет назад Молдову и Приднестровье, отметил, что порой в камерах содержится втрое больше людей, чем предписывает норма. Люди даже спят по очереди. Заключенные содержались в переполненных, холодных камерах, в антисанитарных условиях, без питьевой воды и без постоянного доступа к воде для поддержания личной гигиены.
В докладах Ассоциации Promo-LEX и организации Amnesty International Moldova подтверждались факты, выявленные омбудсменом, и сообщалось, что камеры в большинстве пенитенциарных учреждений (ПУ), и особенно – в ПУ №13, были переполнены, в них почти отсутствовала вентиляция и естественное освещение. За период с 2007 по 2012 годы Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес 11 решений по условиям содержания в пенитенциарном учреждении №13, и правительство заплатило компенсацию в размере EUR 120 600 евро (163 000 долл. США).
В Департаменте пенитенциарных учреждений (ДПУ) Молдовы не видят особой опасности для тех, кто по другую сторону колючей проволоки от больных туберкулезом заключенных: опасные для окружающих больные открытой формой антибиотикоустойчивого туберкулеза, которые отказываются от лечения, помещаются в специализированный изолятор города Резина. Желающим выздороветь всегда помогают, переводят в это ПУ (№ 16) до полного излечения.
Но бывшие заключенные рассказывают иное. В большинстве пенитенциарных учреждений медицинское обслуживание не предоставлялось на должном уровне, поскольку в медчастях не хватало персонала, а бюджет на медицинское снабжение пенитенциарной системы в 2012 году был сокращен правительством РМ на 30%. Согласно государственным нормативам, лица с подозрением на туберкулез должны содержаться отдельно от остальных заключенных. Однако лица с различными заболеваниями часто содержались вместе с лицами, у которых подозревали туберкулез, подвергаясь риску заражения.
Мнение
…бывшего больного туберкулезом (Бендеры)- Мне пришлось сменить уже третье место работы, хотя это было нелегко сделать: выбор в Приднестровье небольшой. Теперь каждое утро езжу в Тирасполь. Наученный горьким опытом скрываю две вещи. Молчу, о том, что у меня за плечами срок, пусть небольшой. Не рассказываю о том, что болел туберкулезом, хотя теперь я совершенно здоров. Не знаю, что пугает людей больше. Я уже сталкивался с ситуацией, когда мне предлагали выбор: или уходи сам, или сделаем твою жизнь невыносимой. Я предпочел уйти, потому что просто не знал, к кому обратиться за помощью. Я сознаю свою ответственность перед близкими, поэтому сделал все, чтобы выздороветь. Но вместе со мной отбывали наказание те, кто давно махнул на себя рукой. Они не лечатся и на зоне, а уж когда освободятся…
…сотрудника Пенитенциарного учреждения Молдовы
Один из бывших сотрудников Пенитенциарного учреждения Молдовы рассказал на правах анонимности, что ему пришлось оставить службу именно по причине заражения в тюрьме туберкулезом. Долгие недели он кашлял, пока жена не забила тревогу. Он вовремя начал лечение и за полгода победил болезнь. Однако возвращаться к прежней работе не стал.
Туберкулез может стать неизлечимымБендерчанин Виталий Морошан руководит неправительственной организацией (НПО) «Медико-социальные программы». Это едва ли не единственная НПО Приднестровья, которая занимается больными туберкулезом, в том числе и теми, кто находится в заключении.
- Туберкулез – это сильнейший стресс для любого человека. Часто ему приходится менять судьбу: образ жизни, профессию. Что же говорить о тех, кто оказался не просто на больничной койке, но еще и на нарах, - говорит Виталий. – НПО «Медико-социальные программы» давно работает в этом направлении. Хотя в ПУ больные получают лекарства бесплатно, у них возникает много других проблем.
Одна из наиболее острых: «наши» подопечные страдают резистентной, то есть, устойчивой к лекарствам формой. Почему это происходит, врачи расходятся во мнениях. Не буду сейчас вдаваться в медицинские тонкости. Достаточно сказать, что эта форма заболевания требует особенно тщательного подхода.
Вот только один «подводный камень». Часто, отбыв срок, люди прерывают лечение. Получается, что не только усилия потрачены впустую, но и возникает опасность для окружающих.
Мы успешно осуществляли в пенитенциарных учреждениях проекты по контролю над распространением туберкулеза и ВИЧ-инфекции, тесно сотрудничали с медиками, вместе проводили круглые столы и другие мероприятия. Раньше у нас не возникало трудностей с доступом в пенитенциарные учреждения.
В 2013 году все изменилось: ни разу не удалось встретиться с руководством и обсудить накопившиеся проблемы. А ведь это выгодный тандем: у нас есть финансирование, у пенитенциарных учреждений - потребности. Этот вопрос остро встал в прошлом году во время визита в Приднестровье специального посланника ООН по ВИЧ/СПИД Мишеля Казачкина. Нужно, чтобы в УИН осознали масштабы этой беды.
Сейчас мы планируем наши мероприятия на следующий год. Надеемся, что нам удастся возобновить сотрудничество с пенитенциарными учреждениями. Мы хотим и можем помочь.
ВИЧ – это второй приговор?
Если палочку Коха часто «получают» в пенитенциарных учреждениях, то с вирусом ВИЧ туда, как правило, приходят. Причем ВИЧ-позитивный именно в тюрьме узнает о своем статусе.
На воле поддержку таким людям оказывают различные НПО: это и юридическая, и психологическая, и иногда и материальная помощь. А вот в заключении…
Мнение ВИЧ-позитивного (Тирасполь)- Хуже всего – ощущение безысходности, которое тебе внушают на зоне. Отсидевшему да еще страдающему ВИЧ после освобождения жизни нет. Под таким психологическим прессом человек поневоле тянется к алкоголю или наркотикам. Еще бы, как мне жить, если никто не берет на работу, узнав о моей судимости? А если прибавить к этому еще и ВИЧ?
Будет легче общаться- Дважды в год я обращаюсь к руководству страны по поводу условий содержания заключенных в пенитенциарных учреждениях. Одно из последних обращений касалось лечения больных туберкулезом. Больные туберкулезом, находящиеся в местах лишения свободы, практически не лечатся, - сказал Уполномоченный по правам человека Василий Калько. – Дело не в отсутствии лекарств, а в отсутствии взаимодействия между министерством юстиции и министерством здравоохранения.
Этот разговор состоялся во время заседания круглого стола, организованного НПО «Медиа центр Приднестровья» (МЦП).
Организатор предложил создать Консультативный совет при омбудсмене, куда войдут не только правозащитники, но и представители гражданского общества, и журналисты.
- В центре внимания будущего совета, в частности, будут права человека в пенитенциарных учреждениях, - сказала директор МЦП Луиза Дорошенко. - Основными направлениями работы такого постоянно действующего коллегиального органа могли бы быть разработка предложений по совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В числе главных задач – способствование формированию правовой культуры и информированности населения, содействие улучшению сотрудничества Уполномоченного по правам человека с общественными организациями и масс-медиа. Все это сделает работу омбудсмена более продуктивной, консолидирует общество и даст дополнительный импульс в развитии института прав человека в Приднестровье. При этом не потребуется существенных финансовых вложений. Совет может действовать на общественных началах.
P.S. По мнению Томаса Хаммамберга, в местах исполнения наказания Молдовы и Приднестровья содержится неоправданно много людей, виновных в преступлениях, не представляющих общественной опасности. Этот материал опубликован в рамках проекта «Продвижение прав меньшинств и уязвимых групп в Приднестровском регионе и в АТО Гагаузия посредством СМИ», осуществляемого Центром независимой журналистики в партнерстве и при поддержке «Civil Rights Defenders», Швеция.
Ответственность за мнения, выраженные в материале принадлежит их авторам, и не обязательно отражает точку зрения Центрa независимой журналистики или Civil Rights Defenders.