Когда я молодым специалистом пришел работать на Бендерский опытно-экспериментальный ремонтный завод, посчастливилось попасть в коллектив энерго-механического отдела. Его возглавлял Николай Драгуцан - талантливый человек, и инженер от Бога! Он всех учил смотреть вперед и прогнозировать, к чему приведет несвоевременное выполнение поставленной задачи. Его присказки и поговорки были уникальными. Помню: летом, на планерке, глядя в июльское окно во время бурных обсуждений о выполнении или невыполнении плана мероприятий по подготовке к зиме, он задумчиво говорил: за окном белые "мухи" летают, а вы до сих пор их не видите...
Почему я его вспомнил? Да просто у нас, несмотря на то, что за окном теплый февраль, а на носу весна, за окном, как ни странно, уже маячит ноябрь - главный месяц этого года, который может многое расставить по местам, а может быть, и изменить кардинально ситуацию в Приднестровье.
Положение с продолжением
Приднестровская Молдавская республика попала в нелегкое положение: с одной стороны Кишинев ждет удобного момента подставить, а порой и ставит, подножку Тирасполю, а с другой стороны Киев, из-за экономических и военных сложностей в Украине, исключает, как было раньше, бизнес-приоритет с неподконтрольным Кишиневу регионом. Молдавские лидеры в лучшем случае будут ждать момента, когда ситуация начнет складываться в их пользу, ибо даже минимального количества активных последователей объединенного государства в рядах приднестровцев пока не наблюдается. Да и что взять с Молдовы? Те же лозунги об унионизме, прикрытые договором об Ассоциации с ЕС и активными связями с румынскими "фрателорами", борьба с русским языком, высокой стоимостью услуг, коррупцией, низкой пенсией... - поэтому привлекательность этой страны для приднестровского обывателя никакая. Главное достоинство молдавского рынка сегодня лишь одно: из-за обрушения молдавского лея и непоколебимого курса приднестровского рубля продукты стоят примерно на половину дешевле, чем в Приднестровье. Точно так же, как и в Украине, поэтому если есть возможность - выбирайте, где экономить.
Киев потихоньку затягивает таможенную петлю для Приднестровья, как следствие, страдает бизнес и доходы в бюджет. На этом фоне российская поддержка, как финансовая, так и гуманитарная воспринимается жителями мятежного края как непременный атрибут существования и гарантия независимости. Россию здесь любят все: от мала до велика. Даже на троллейбусах пишут: В будущее вместе с Россией!
Однако не стоит забывать то, что исторически левобережное Приднестровье входило в состав Украины, а в свою бытность Игорь Смирнов признался, что в начале 1990-х годов он с единомышленниками "принял решение обратиться к Украине, с просьбой вернуться в ее лоно, но тогда это не удалось осуществить". Он полагал тогда: "...желание быть с Украиной, считаю, никуда и не делось. Конечно, с самого начала это была идея украинства и будет идеей нашего украинства. А вот другое дело, как к этой идее относятся другие...".
Уж нам-то известно, что экономика ПМР держится на экспорте, а экспорт, в основном, пересекает приднестровско-украинскую границу. Не будем вспоминать о реэкспорте, контрабанде и прочих исторических прелестях, обогативших бизнесменов и таможенников с обеих сторон. Это было бы невозможно, если бы Киев не хотел такого. Сейчас поддержка ПМР Москвой и ее помощь для Юго-Востока воспринимаются руководством Украины, как угроза национальной безопасности. Поэтому вряд ли стоит ожидать потепления отношений Киева и Тирасполя в этом направлении, если уж только в Кишиневе и Бухаресте не отмочат чего-нибудь антиукраинского, что при нынешнем раскладе маловероятно.
Можно предположить, что Киев не намерен задушить Приднестровье, понимая, что подобная ситуация - это прекрасная возможность влиять на Кишинев и делать хороший бизнес. Но это прогноз на будущее, а сегодня на границу с Приднестровьем присланы тысячи бойцов национальной гвардии, защищать Украину от возможной агрессии, хотя любой адекватный политик понимает - ни сил, ни желания у Тирасполя для подобного нет.
Возможен ли реванш?
В ноябре в ПМР пройдет единый день голосования по выборам депутатов в местные Советы народных депутатов, а также в Верховный Совет республики. И если внимательно присмотреться к складывающейся ситуации, то получается интересная картина. С одной стороны исполнительная власть постарается выпустить на сцену и провести своих кандидатов в депутаты - ей нужно большинство в парламенте. С другой стороны, ее нынешние критики вряд ли будут сидеть сложа руки и постараются противопоставить своих кандидатов.
На фоне сложностей в республике оппоненты Шевчука будут связывать их с его именем, а также использовать ошибки исполнительной власти в своих предвыборных интересах. Поводов для этого хватает. Фактически избиратель будет выбирать из двух предложений, которые условно можно представить так: ты "за" или "против" политики нынешнего президента и правительства? Объясняется это просто: кандидатам придется отвечать на многие неудобные вопросы избирателей и занимать либо президентскую, либо антипрезидентскую позицию.
Не исключено, что появятся и те, кто захочет совершить реванш - вернуться во власть. Это могут быть как представители старой команды Игоря Смирнова, так и новые кадры - приверженцы его курса. Их задача: в последующем сделать все, чтобы этот орган осложнил жизнь действующего президента, а затем, уже через год, выставив своего кандидата, продвинуть его на Олимп. Возникает вопрос: а пойдет ли сам Смирнов на такие игры? Не думаю. Полагаю, что там наверху есть какая-то договоренность о нейтралитете. Хотя в политике действует правило: никогда не говори никогда.
А где им взять такие деньги?
Выборы - это деньги. Выборы в горсовет - относительно маленькие деньги. Выборы в Верховный Совет - большие. Чтобы осуществить проход команды, нужны очень большие деньги. По мнению некоторых экспертов, депутатское кресло в Верховном Совете может стоить от 50 до 75 тысяч долларов, а расходы на полноценную команду - от полутора до двух миллионов. Есть ли они у участников будущего испытания? С одной стороны ими может обладать партия "Обновление". Исполнительная власть постарается воспользоваться скорее админресурсом, чем финансовыми вливаниями. Да и ставку, как всегда, будут делать на молодежь, что чревато, но зато дешевле.
Однако деньги могут появиться и со стороны. Оттуда, откуда они раньше практически на подобное не поступали - со стороны Киева. По моему мнению, это удобный момент для Украины вмешаться в приднестровскую предвыборную гонку. Делать это будут не официальные лица, а те, кто всегда остается в тени. Что мешает предположить, что это, к примеру, станет политик и миллиардер Игорь Коломойский? Если получится, то потраченные финансы всегда успеют отбить через схемы, которые были апробированы еще при И.Смирнове (см. ранее), а затем можно и вытеснить Россию из Приднестровья, отомстив, таким образом, ей за Крым и Юго-Восток Украины. Что будет дальше нетрудно себе представить.
Возможно ли такое? - спросите вы. Кто его знает? Тут вырисовывается целая шахматная партия, а для тех, кто забыл: Игорь Коломойский еще с детства любит эту игру.
Как бы там ни было, я считаю, что команды еще не сформированы, игроки только присматриваются друг к другу.
К подобному раскладу сил на политическом и предвыборном горизонте можно относиться по-разному. Однако гипотеза - есть гипотеза, и с ее помощью представлять возможное развитие событий всегда гораздо лучше, чем потом следовать в их русле. Ведь не зря мой первый учитель на производстве говорил: поживем - увидим.