Dnestr.TV

 
0

Кто грабит общую реку?

Кто грабит общую реку?
На Днестре две беды: гидроэлектростанции и добыча песка и гравия.
В Молдове, Приднестровье и Украине выгоду из трансграничной реки извлекают единицы, а за ее благополучие в целом никто не отвечает.

Днестр «под напряжением»
Экологи бьют тревогу: Приднестровье, Молдова и Одесская область могут остаться без воды. Государственная компания «Укргидроэнерго» планирует возвести в верхнем течении Днестра шесть гидроэлектростанций: в Ивано-Франковской, Тернопольской и Черновицкой областях.
Днестр давно трясет «энергетическая лихорадка». Она началась в середине прошлого века после строительства Дубоссарской ГЭС. Но как только на Украине появился гигантский Днестровский гидроэнергоузел, стало совсем плохо. Сейчас трансграничной рекой «командуют» украинские энергетики.
История «энергетического монстра» родом из 70-х годов прошлого века. Тогда проект гидроэнергетического комплекса на Днестре между Молдовой и Украиной выглядел совершенно по-советски: две ГЭС, ГАЭС и (внимание!) атомная станция. Денег не хватило, и в 1982-м работа остановилась. Киев реанимировал старую идею уже в нынешнем столетии. Но протесты ученых и неправительственных организаций (НПО) Молдовы, Приднестровья и Украины звучали настолько серьезно, что в 2007-м Всемирный банк отказался выделить полмиллиарда долларов, обещанные для завершения гидроузла.
Украина все-таки нашла средства, и самый большой в Европе энергетический комплекс вступил в строй. С момента рождения он в центре внимания экологов. Только один штрих: чтобы выкопать огромное водохранилище гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС) Днестровского гидроузла пришлось затопить нескольких украинских сел. И это не единственная жертва на алтарь гидроэнергетики (или чьей-то алчности?).

Кладбище ГЭС
«У каждой ГЭС есть свое кладбище», - невесело шутят биологи. А все дело в том, что любая электростанция вмешивается в жизнь обитателей речного бассейна, и они исчезают.
Каравайка – в числе недавних жертв энергетиков. Ее почти не осталось в низовьях Днестра. Действует железный принцип: нет еды – нет птиц. Каравайкам не хватает заливных лугов, где они прежде кормились. Меньше стало рыбы. Количество водных позвоночных вообще резко сократилось.
- Улов рыбы в целом упал на 80 %, ведь осталось лишь 12 % нерестилищ от того количества, которое было полвека назад, - заметила заместитель директора заповедника «Ягорлык» (Дубоссарский район) по научной работе Татьяна Дмитриевна Шарапановская. - Поменялся видовой состав рыб. На смену ценным видам (севрюга, белуга, шип, черноморский лосось…) пришли непромысловые колюшка, горчак…

Кто грабит общую реку?

Мнение эксперта.
Эколог-эксперт доктор биологии Иван Русев (г. Одесса, Украина):

- Энергетики прибрали к рукам Днестр. ГЭС изменяет температурный и гидрологический режимы реки. Энергетики подают в Днестр слишком холодную воду из нижних слоев водохранилища. Это «отменяет» нерест рыбы: он возможен, когда вода достаточно прогрета. Кроме того, украинские энергетики регулируют сток воды. Новоднестровская ГЭС регулярно недодает воду Днестру, а иногда не пускает ее совсем, как это было в 2011году. Бассейн Днестра живет в соответствии с Правилами эксплуатации ГЭС. Исчезает не только рыба. Гидроэнергетика ставит под угрозу биоразнообразие бассейна Днестра в целом. Страдают Молдова, Приднестровье и…сама Украина.

Цунами на Днестре
Несколько лет назад руководство Новоднестровской ГЭС устроило пресс-конференцию для украинских, молдавских и приднестровских журналистов, в числе которых оказались и мы. Главный инженер Новоднестровской ГЭС и одновременно исполняющий обязанности генерального директора Владимир Михайлович Москалюк, начальник оперативной службы Новоднестровской ГЭС Анатолий Федорович Михайлюк, заместитель начальника Днестровско-прутского бассейнового управления Александр Даниевич, заместитель директора по строительству ГАЭС Василий Андреевич Дейнеко, начальник Новоднестровского регионального управления водных ресурсов и эксплуатации Днестровских водохранилищ Виктор Нагорняк подтвердили, что в своей работе руководствуются Правилами эксплуатации ГЭС. На вопрос, прошел ли этот документ экологическую экспертизу, так и не был получен однозначный ответ. Энергетики приводили и приводят в свою пользу серьезный довод. Они утверждают, что ГАЭС служит предохранительным клапаном: аккумулирует воду и тем самым позволяет избежать паводков. Это важно на фоне уже меняющегося климата и усиления экстремальных осадков.
Однако ученые и гражданское общество Приднестровья, Молдовы и самой Украины смотрят на ситуацию с точностью до наоборот. В том, что наводнение-2008 превзошло все ожидания, виноват и Днестровский гидроузел, считают они.
- Несмотря на то, что паводок уже начался, на Днестровском гидроузле продолжали накапливать воду. Она нужна для выработки электричества. Чем больше ее соберется, тем больше заработают энергетики, - сказала руководитель тернопольской НПО «Край» Галина Процив. - Сбросили воду слишком поздно, когда поняли, как велика опасность для самого комплекса. Вот почему по Молдове и Приднестровью пришелся такой мощный гидроудар.
Днестровская волна захлестнула большие площади, разрушила сотни домов, погибли люди. По мнению ученых, если украинские энергетики опять пожадничают, следующее наводнение может стать фатальным для населения Приднестровья и Молдовы. Кроме того, с появлением шести новых ГЭС опасность многократно увеличивается. По реке пройдет настоящее цунами.

Песчинки можно пересчитать
Шесть ГЭС – это шесть новых плотин на Днестре. Генеральный директор «Укргидроэнерго» Игорь Сирота, выступая на XIII Международном энергетическом форуме в сентябре 2015-го, назвал их «шестью мостами, которые будут способствовать развитию социальной инфраструктуры» в соответствующих украинских областях.
Экологи с ним категорически не согласны. Они считают: «Где плотины – там смерть». Эти гидротехнические сооружения перекрывают реку, как тромбы – вену. На Днестре уже есть три плотины. Они так плотно перегородили русло, что ни одна песчинка не в состоянии преодолеть заслон на своем пути из верхнего Днестра в средний и нижний.
Речь о песчинках зашла не зря. Нам лишь кажется, что в Днестре их не счесть. После наводнения 2008 года молдавские и приднестровские ученые с тревогой отметили: когда вода схлынула, на берегу остался, в основном, ил. Это означает, что песка и гравия в Днестре теперь совсем мало.
С верховьев песок и гравий давно не поступают, в нижнем и среднем Днестре их почти не осталось. Что же произошло с седиментом? Его вычерпали из реки. Бендерчане постарше, конечно, помнят, как в советские времена на Днестре с утра до вечера трудились драги, добывая песчано-гравийную смесь (ПГС).
В 1950-1988-х из Днестра изъято 73,6 миллиона кубических метров песка, с 1999-го по 2008-й - около 500 тысяч кубов, после паводка еще более 300 тысяч. За это же время улов рыбы по сравнению с цифрами 50-летней давности упал на 80 процентов.
Чем еще это грозит?


Кто грабит общую реку?
Мнение эксперта
Руководитель Общественного экологического центра (г. Бендеры, Приднестровье) Иван Игнатьев:

- Песок и гравий - естественные фильтры реки. Если их убрать, Днестр станет гораздо грязнее, но пить-то из него не перестанут. Наша общая река - единственный источник питьевой воды для Молдовы, Приднестровья и Одесской области. Если исходная вода не прошла естественную биоочистку в реке, дополнительно потребуются огромные средства на «приведение ее к санитарным нормам». Это неизбежно скажется на цене, то есть, на нас с вами.
Безвозвратное изъятие песчано-гравийной смеси не только катастрофически уменьшило площадь нерестилищ, мест нагула, сократило поголовье промыслово-ценных видов рыб, но и запустило процессы геологического разрушения русла реки и эрозии берегов, а также негативно повлияло на состояние грунтовых вод.

Под флагом судоходства
На рынке строительных материалов ПГС пользуется спросом. Такая добыча обходится дешевле, чем в карьере, к тому же, песок уже промыт. Объявления разных фирм о продаже песка и гравия «из реки» расклеены в Бендерах и Тирасполе, их можно без труда найти на приднестровских сайтах. Но главный поставщик ПГС - ОАО «Бендерский речной порт». В Интернет-журнале Приднестровья http://portbend.bizpmr.com/ о об основной деятельности (!) Бендерского речного порта сказано следующее: «осуществление продаж речного грунта, в состав которого входят песок и гравий… Продажа осуществляется оптом и в розницу в любом количестве ». Скрин «Бендпорт-д-ть».


Кто грабит общую реку?

Генеральный директор предприятия Виктор Андриевский отметил:
- Наше предприятие занимается дноуглубительными работами. Финансирования мы не получаем, наше предприятие на хозрасчете. Песок идет на покрытие расходов по изъятию песчано-гравийной смеси. Открываем новые точки реализации песка в Тирасполе и Суклее. В планах по дноуглублению: чистить Липканские и Тернопольский перекаты в районе Суклеи. Слободзейские (нижний и верхний) и Карагашский перекаты. Планируем реализовать 24 тысячи тонны песка.
В Приднестровье расчистка русла реки (читай: добыча ПРС) ведется под флагом восстановления судоходства. Действительно, в советские времена по Днестру ходили баржи с грузом. Что же тогда перевозили и куда?
Ответ находим в книге «Днестр – река жизни», выпущенной в Бендерах в 2004 году. Она основана на документах и свидетельствах очевидцев о деятельности Бендерского речного порта. Авторы утверждают: в 80-х годах прошлого века «генеральным грузом, на долю которого приходилось более 90 процентов объема перевозок» Бендерского речного порта была … песчано-гравийная смесь. Перевозили то, что сами же и добывали.
Сходная ситуация сложилась и в Молдове.
- Сейчас, якобы расчищая фарватер, копают на участках, где судоходства нет, и не может быть, но еще есть хороший песок, - сказал Илья Тромбицкий. - Парламент РМ утвердил закон о внутреннем судоходстве, позволяющий добывать песок и гравий из русла рек. Депутаты отвергли заключение Комиссии по экологии, в котором идет речь о катастрофических последствиях для реки в результате добычи песка и гравия. При этом был поддержан отчет Комиссии по экономике, не утвержденный большинством членов этой Комиссии! Закон продвигали все те же речники, стремящиеся узаконить добычу-продажу песка и гравия из Днестра под флагом восстановления судоходства. Перевозить по Днестру нечего и некуда, особенно когда реку вычерпают до дна. Это одно из многих решений, принятых в сегодняшней Молдове в пользу коррупции.
Впрочем, ученые и гражданское общество Молдовы и Приднестровья вовсе не против расчистки русла Днестра при одном необходимом условии: изъятые песок и гравий необходимо возвращать в реку выше по течению.
В Западной Европе, например, в Германии, где в прошлом веке тоже действовали любители легкой наживы в виде песка и гравия, ныне идет обратный процесс: песок и гравий восстанавливают, часто завозя издалека. Работа эта, как вы понимаете, недешевая, но, как считают, необходимая.

Добыча ПГС в законе
В Молдове добыча песка и гравия теперь фактически разрешена.
В Приднестровье добыча как будто запрещена, но можно проводить дноочистительные и дноуглубительные работы. Вот какой ответ пришел из Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР: «В настоящее время Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 15.01.2009 №27 введено в действие Положение об условиях производства путевых работ на внутренних и трансграничных водных путях Приднестровской Молдавской Республики, в котором ни о какой добыче песчано-гравийных пород речи не идет. Настоящим положением предусматриваются только дноочистительные и дноуглубительные работы». Чем эта деятельность отличается от добычи ПГС?
Между тем, в Уставе ОАО «Рыбницкий речной порт» пункт 3, подпункт 3.2 «Добыча и реализация песчано-гравийной смеси» дополнительно появился в 2007 году и действует до сих пор.
Речники считают реку своей собственностью. Вот что ответил исполняющий обязанности директора ОАО «Рыбницкий речной порт» И. П. Гладков по поводу извлекаемой из Днестра песчано-гравийной смеси:
«ОАО «Рыбницкий речной порт» ежегодно выполняет дноуглубительные и русловыправительные работы на р. Днестр согласно проекта.
Информация об объемах и прибыли является коммерческой тайной предприятия. Она предоставляется в уполномоченные государственные органы, в ведении которых относится данный вид деятельности». (Орфография и пунктуация оригинала сохранены. Выделение наше).
Получается, что и в Молдове, и в Приднестровье природные материалы отдали в исключительное пользование частным компаниям. А ведь согласно Конституциям обеих территорий, полезные ископаемые принадлежат всем проживающим на них людям.

Кто грабит общую реку?

Упущенная выгода
Так давайте посчитаем нашу с вами упущенную выгоду. Французские ученые оценивают экологическую стоимость гравия, то есть той экологической услуги, которую он оказывает, в 4-5 евро за кубический метр. Люди должны Днестру более 300 миллионов евро.
Итак, сколько еще мы теряем вместе с песком и гравием?
Больше будем платить за водопроводную воду. Приплюсуем сюда испорченный отдых. Летние отпуска многие жители нашего края теперь предпочитают проводить у Днестра. Другие берега нашим соотечественникам не по карману, а если купаться и ловить рыбу в Днестре будет нельзя, им просто негде будет отдыхать.
На возрождении туризма в наших краях тоже придется поставить крест, а это упущенная выгода для всех категорий населения. В Европе и США все популярнее становится экотуризм, но кого же соблазнит грязный канал с мертвой водой и осыпающимися берегами? В этом случае, потерянные деньги даже трудно подсчитать. Пострадают все, начиная с пенсионеров, продающих яблоки и персики со своих шести соток на рынке, и заканчивая владельцами местных гостиниц и магазинов.

Неработающий Договор
Пресная вода является важным элементом устойчивого образа жизни. Воды становится все меньше, а спрос на нее все растет. За последние сто лет использование воды увеличилось в шесть раз. Требуется рациональный подход к ограниченным мировым ресурсам «голубого золота».
Начальник отдела водных ресурсов, почв и недр Министерства окружающей среды РМ Андрей Урсаки:
– В ноябре 2012 года было подписано Соглашение между правительством Республики Молдова и кабинетом министров Украины о сотрудничестве в области защиты и устойчивого развития бассейна реки Днестр. Республика Молдова утвердила это Соглашение Постановлением Правительства в январе 2013 года. А вот Украина до сих пор не провела внутригосударственные процедуры по его утверждению. Документ не ратифицировала Верховная Рада (парламент) Украины, поэтому он не вступил в силу. Происходит это, по-видимому, из-за смены правительств в Киеве, общей нестабильной ситуации там.
Но мы постоянно поднимаем этот вопрос при встречах, официальных мероприятиях. Сейчас готовятся письма в Министерство окружающей среды Украины и в парламент Украины, чтобы они приняли какие-то меры. Если этого не произойдет, обратимся в Секретариат конвенции по охране международных вод.
Между тем, в ноябре 2015 состоялась встреча сторон Хельсинской водной конвенции, на которой было объявлено: Евросоюз выделил деньги для создания трансграничной комиссии по Днестру. Европа ждет, когда Договор начнет работать.

Кто грабит общую реку?

Исполнительный директор Международной ассоциации хранителей реки Eco-TIRAS доктор биологических наук Илья Тромбицкий:
- Складывается порочная система: отдельные люди зарабатывают для себя деньги, используя общий ресурс – трансграничную реку. Для того чтобы улучшить ситуацию в бассейне Днестра, надо установить сотрудничество между людьми, которые принимают решение, учеными и гражданским обществом. И такой шаг был сделан в 2012 году: в Риме Молдова и Украина подписали Договор о сотрудничестве в области охраны и устойчивого развития бассейна реки Днестр. Документ подразумевал, что в скором времени будет создана речная комиссия, куда войдут представители заинтересованных ведомств и гражданского общества обеих стран. Все решения будут приниматься на основе консенсуса. Не исключалось и участие Приднестровья. К сожалению, молдо-украинский Договор может превратиться в мертвую букву, поскольку он до сих пор не ратифицирован Украиной. Между тем, за последние двадцать лет состояние реки значительно ухудшилось. Это проблема не только каждого отдельного государства, но и всего бассейна Черного моря. За последние двадцать лет состояние реки значительно ухудшилось. Это проблема не только каждого отдельного государства, но и всего бассейна Черного моря. Трансграничные водотоки – вопрос чрезвычайно серьезный. Его решение тем более актуально сейчас, когда Молдова и Украина собираются вступать в Евросоюз.

Кто грабит общую реку?

…Молдова, Приднестровье и Украина – в одной лодке. Им еще предстоит создать общую трансграничную структуру для управления Днестром – речную комиссию. Важно, чтобы у «днестровского вентиля» оказались не только энергетики и дноуглубители, а представители всех заинтересованных лиц речного бассейна и, конечно, гражданское общество.
Но на общей реке надо действовать вместе. Иначе уже скоро учителя географии будут так рассказывать о родном крае:
- Из легенд и народных песен мы знаем, что у нас текла река, в которой водилась рыба.
Наталия Барбиер (г. Бендеры),
Наталья Силицкая (г. Кишинев).

Инфографика:
ГЭС на Днестре: действующие и предполагаемые;
места, где наиболее часто ведется добыча песка и гравия под видом расчистки русла Днестра.



Обсуждения ВКонтакте:

 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

Новая Волна 89,3FM