Днестр-ТВ уже писал о том, что правительство намерено провести налоговую реформу в предпринимательской среде (см. наш материал «За ухо – и на солнышко»). Напомним вкратце, что она предполагает разделение индивидуальных предпринимателей на три категории. Первая – самозанятые лица, вторая - тех, кто будет работать по патентной системе, третья - тех, кто попадет под упрощенную систему налогообложения (УСН). Правительство предлагает в зависимости от категории определить и налоговые ставки, а также условия, обязательства, плюсы и ограничения (куда ж без них) ведения бизнеса и налоговой нагрузки на него.
Но на прошедшем в среду пленарном заседании Верховного Совета до правительственного законопроекта дело не дошло. Группа парламентариев (Виктор Гузун, Вадим Кравчук, Александр Коршунов, Олег Василатий) внесла на рассмотрение коллег по депутатскому корпусу свой – альтернативный правительственному – законопроект, и депутаты, путем рейтингового голосования, остановились на нем, отклонив правительственный, хотя законопроекты очень схожи. Главная же идея депутатского законопроекта заключается, по словам его разработчиков, в … справедливости. По словам председателя профильного парламентского комитета Виктора Гузуна, налоговая нагрузка на всех, занятых в бизнесе, вне зависимости от того, в какой форме осуществляется деятельность – в виде юридического лица либо индивидуального предпринимателя – должна быть одинаковая.
Авторы законопроекта взяли за основу действующую упрощенную систему налогообложения для юридических лиц (они платят 3 % с оборота, единый социальный налог за работника - 14%, подоходный налог- 5%, страховой взнос - 3%) и настаивают, что столько же должны платить и индивидуальные предприниматели. Правительство, напомним, предлагало ввести 4 % налог с оборота для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения.
Однако в законопроекте есть некоторые ограничения, которые прописывают дальнейшие «правила игры». Так, согласно поправкам, представители малого бизнеса, оформившие индивидуальный патент, смогут выбирать режим налогообложения и работать в любой области бизнеса без создания юридического лица. Однако сферы торговли это не коснется - в силу быстрой окупаемости и оборачиваемости средств в ней у нас работают половина всех «индивидуалов». Так вот, на основе патента в торговле не смогут работать те «индивидуалы», кто торгует на площадях, превышающих 50 квадратных метров; кто торгует подакцизными товарами; у кого стоимость импортируемых по внешнеэкономическим договорам товарно-материальных ценностей составляет более 50 тыс. долларов в год; кто реализует высокорентабельные товары, и те, кто торгует с юридическими лицами. Нет, конечно, работать они смогут, но для этого им будет необходимо перейти в другой «предпринимательский статус».
Предприниматели, остановившиеся на патентной основе, смогут привлекать к работе до 5 человек, работающие по упрощенной налоговой системе – до 15-ти. Правительство согласилось с концепцией депутатского законопроекта, но высказало озабоченность возможной миграцией предпринимателей из разряда юридических лиц в индивидуальные предприниматели: народ, как известно, идет туда, где лучше или проще. Юридические лица – это другая система налогообложения, другая бухгалтерия, другие условия, «другая песня». Индивидуальный предприниматель – все гораздо проще, а сейчас, как уверяют законодатели, станет еще проще (хотя В.Гузун готов к тому, что предпринимательская среда к предлагаемой налоговой реформе отнесется как к ухудшающей их положение). Но если юрлица, соблазненные этой «простотой», потянутся в патентщики, закрывая свои ООО, то бюджет может недосчитаться средств, и надо понимать, немалых. Этого правительство и опасается больше всего: интересы бизнеса, безусловно, хорошо, но бюджетные расходы никто не отменял. О том, как совместить интересы и одних, и вторых, правительство и законодатели будут говорить во время второго чтения над законопроектом.